«Мой дом — Мариуполь, я защищаю свой приемный город». Что известно о пленных иностранцах, которых российские власти называют «наемниками»
Оля Ромашова
«Мой дом — Мариуполь, я защищаю свой приемный город». Что известно о пленных иностранцах, которых российские власти называют «наемниками»
5 июня 2022, 14:17

Шон Пиннер и Эйден Эслин (справа). Фото: @cossackgundi / Instagram

Власти самопровозглашенной ДНР отчитались о завершении расследования дела против четверых иностранцев, взятых в плен на территории Украины. Подданных Великобритании и Марокко обвиняют в насильственном захвате власти и наемничестве, при этом трое пленных официально вступили в ВСУ до начала войны и прожили в Украине несколько лет. В ДНР утверждают, что все иностранцы «дали признательные показания» и по итогам суда им может грозить смертная казнь.

27 февраля, спустя три дня после начала войны, президент Украины Владимир Зеленский объявил о создании Интернационального легиона территориальной обороны. Он призвал «друзей Украины» со всего мира присоединиться к борьбе с российским вторжением, назвав его «войной против Европы». 3 марта Зеленский сказал, что в Украину едут первые 16 тысяч иностранных добровольцев.

По версии Минобороны России, в войну на стороне Киева вступили 6 824 человека из 63 стран: 1 717 из Польши, около 1 500 из США, Канады и Румынии, по 300 из Великобритании и Грузии. «Иностранные наемники по международному гуманитарному праву не имеют статуса комбатантов. Они прибыли на Украину зарабатывать деньги, убивая славян, — утверждал 17 апреля представитель ведомства Игорь Конашенков. — Поэтому лучшее, что их ждет, — уголовная ответственность и длительные сроки тюремного заключения».

2 июня в Минобороны рассказали, что «приток на Украину иностранных наемников» с начала мая «фактически иссяк» и в стране их осталось около 3 500.

Генпрокурор самопровозглашенной ДНР Андрей Спивак в начале мая сообщил, что за время войны в плену оказался «ряд военнослужащих Украины, в числе которых находились шесть граждан иностранных государств». «С ними проведены необходимые следственные действия, получены признательные показания», — сказал Спивак, добавив, что обвиняемым иностранцам грозит смертная казнь.

Пока по открытым источникам известно лишь о четверых иностранцах, оказавшихся под следствием. Трое из них официально вступили в ВСУ еще до начала войны, что не мешает представителям России, ДНР и даже адвокатам пленных называть их «наемниками».

«Это было честью». Кто оказался в плену у российских войск

12 апреля в твиттере британца Эйдена Эслина, также известного как Казак Гунди и Джонни, появилось сообщение о том, что он попал в плен к российским военным: «Мы получили известие от Джонни. "Прошло 48 дней, мы изо всех сил старались защитить Мариуполь, но у нас нет другого выбора, кроме как сдаться российским войскам. У нас нет еды и боеприпасов. Это было честью, я надеюсь, что эта война скоро закончится"».

Эйден Эслин в плену у российских военных. Фото: @cossackgundi / Twitter

По данным Daily Mail, 28-летний Эслин из английского Ньюарка раньше работал в службе опеки. В 2015 году он, возмущенный экспансией «Исламского государства», поехал в Сирию и присоединился к курдским Отрядам народной самообороны (YPG). Вернувшись в Великобританию, Эслин попал под следствие по подозрению в терроризме. Когда обвинения сняли, он отправился путешествовать.

В Николаеве Эслин познакомился со своей нынешней невестой, учительницей английского языка в учебном центре ВМС Украины, и решил обосноваться в этой стране, писал Telegraph. В 2018 году он принес присягу и начал служить в 36-й бригаде морской пехоты ВСУ. Весной молодые люди планировали сыграть свадьбу, но после начала войны девушка эвакуировалась в Венгрию, а ее жених остался воевать и попал в руки российских военных.

Вместе с Эслином в плену оказался его друг, 48-летний бывший военный Королевского английского полка Шон Пиннер.

Sky News и Guardian писали, что после армии Пиннер работал в сфере утилизации отходов в Великобритании, но ему это надоело, и в 2018 году, как и Эслин, он официально присоединился к ВСУ и служил в 36-й бригаде морской пехоты. По словам московского адвоката Дмитрия Ершова, который работает с украинскими военнопленными, Пиннера задержали на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича.

Обращение Шона Пиннера к Борису Джонсону. Скриншот из эфира «России-1»

«Мы хотели бы уточнить, что он не является добровольцем или наемником, а официально служит в украинской армии в соответствии с законодательством Украины», — подчеркивали члены семьи Шона.

Пиннер женат на украинке. «Мой дом — это Мариуполь, поэтому сейчас я фактически защищаю свой приемный город и свою семью», — говорил военный в январе, за месяц до вторжения России.

Еще один попавший в плен британец — Эндрю Хилл из Плимута, которого, по данным Минобороны, задержали в Николаевской области. О нем мало что известно. Уже находясь в плену, Хилл рассказал, что приехал в польский город Жешув и помогал беженцам, а потом отправился воевать на стороне украинских войск. По словам военного, в его группе было семь человек, но он их не знал. Им обещали заплатить, но денег в итоге никто так и не получил, сказал британец. Хилл добавил, что разведен, у него четверо детей и он состоит в отношениях.

Кандис Морган, подруга британца, 2 мая написала в фейсбуке, что она и семья военного «делают все возможное и держат связь с нужными людьми, чтобы он благополучно вернулся домой».

21-летний подданный Марокко Брагим Саадун 12 марта сдался в плен в Волновахе, рассказал его адвокат Дмитрий Ершов «Ленте.ру» и «Коммерсанту». По его словам, Саадун не смог найти работу или поступить в университет в Марокко, поэтому в 2019 году решил переехать в Украину. Семья купила ему билет за 100 долларов до Полтавы.

Защитник утверждает, что молодой человек год учил русский на языковых курсах, а потом поступил на факультет аэродинамических и космических технологий Киевского политехнического института. Однако в итоге он бросил учебу, в 2021 году заключил трехлетний контракт с ВСУ и, по словам Ершова, по рекомендации британца Эслина попал в 36-ю отдельную бригаду морской пехоты.

Адвокаты Дмитрий Ершов и Игорь Вагин, представляющие интересы пленных украинских военных, в том числе иностранцев, уверяют, что российские военные следователи «крайне лояльно» относятся к пленным, «почти как к коллегам-офицерам». «Сколько всего наемников оказалось в руках российского следствия, сложно сказать, я сам знаю о троих», — говорит Ершов.

Инструменты «тупой пропаганды». Что происходит с пленными

Перед сдачей в плен российским военным британец Эслин позвонил своему другу Бреннану Филипсу. Он переживал, что после задержания российские власти будут использовать его в качестве инструмента «тупой пропаганды», рассказал Филипс изданию Vice.

14 апреля корреспондент «России-1» Андрей Руденко опубликовал фотографию закованного в наручники британца, на лице которого видны свежие ссадины. В посте Руденко назвал Эслина «украинским наемником», воевавшим «на стороне нацистов в Мариуполе», и анонсировал с ним «интересное интервью».

12 апреля, примерно в одно время со сдачей в плен Эслина, в Украине задержали пророссийского политика и кума Владимира Путина Виктора Медведчука. С октября прошлого года он находился под домашним арестом по делу о госизмене, а с началом войны сбежал. Зеленский предложил обменять Медведчука на пленных украинских военных. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что «никаких закулисных отношений с Россией у Медведчука никогда не было», более того, «он не гражданин России и не имеет отношения к военной операции».

16 апреля жена Медведчука Оксана Марченко обратилась к премьеру Великобритании Борису Джонсону с просьбой помочь добиться обмена ее супруга на попавших в плен британских военных Эйдена Эслина и Шона Пиннера. Спустя два дня СБУ опубликовала ролик, в котором уже сам Медведчук обратился к Путину и Зеленскому, призвав обменять его на «защитников Мариуполя».

В тот же день в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия-1» показали видеообращение пленных британцев. Корреспондент Андрей Руденко дал им посмотреть ролик Марченко и спросил, согласны ли они с ее предложением. Британцы ответили, что надеются на обмен.

«Если Борис действительно так заботится о британских подданных, как он об этом говорит, то он должен помочь надавить на Зеленского, чтобы тот поступил правильно и вернул Виктора своей семье, а нас — к нашим», — сказал закованный в наручники Эслин. Его поддержал Шон Пиннер: «Очевидно, как я понимаю, мистер Медведчук задержан, и я с Эйденом Эслином хотели бы, чтобы нас обменяли на него».

Это было не последнее интервью взятых в плен иностранцев. В апреле материалы с Пиннером публиковали RT, «Известия» и SHOT. Корреспондент RT поинтересовался у военного, знает ли он, кто такой Степан Бандера и что в его день рождения проходят факельные шествия. «Это прошлое. <…> Всех аспектов я не знаю. Не знаю, к чему вы клоните», — ответил Шон.

26 апреля премьер Великобритании Борис Джонсон высказался о попавших в плен британцах. «Мы будем делать все, что сможем, но это решение за украинской стороной. Мы очень тесно работаем над этим», — сказал он. Джонсон добавил, что военных «не должны заставлять записывать видео», поскольку это нарушает права, гарантированные Женевской конвенцией. В МИД Великобритании также осудили «эксплуатацию военнопленных в политических целях» и призвали к гуманному обращению с задержанными.

Судя по всему, власти ДНР не прислушались к требованию британского премьера: 25 мая на ютубе появился канал под названием Aiden Aslin. К 5 июня на нем опубликовали четыре ролика с участием Эслина: «Привет из-под стражи», «Моя исповедь. Начало», «Моя исповедь. Часть 2» и «В ожидании суда». На видео он рассказал о себе и призвал подписчиков задавать вопросы о его службе в ВСУ. «Этот канал был создан при содействии моего юриста», — говорится в описании к первому ролику.

Британец заверил, что в плену хорошо кормят и он даже поправился. В третьем ролике Эслин отвечал на вопросы, зачитывая их с листа. Он в том числе сказал, что Украине следовало отдать Донбасс России и тогда бы Мариуполь не разрушили.

Видео с британцем Эндрю Хиллом в апреле публиковало российское Минобороны. На записи пленный выглядит измученным и растерянным, у него на голове повязка, а рука перебинтована. Он рассказывает о себе, глядя в пол.

Эндрю Хилл. Скриншот из видео в телеграм-канале Андрея Руденко

2 мая корреспондент «России-1» Андрей Руденко опубликовал еще один ролик с Хиллом. Британец морщится, смотрит в одну точку и рассказывает о жестокости иностранных наемников: они «плохие люди и садисты», которые наслаждаются войной, убивают всех без разбора, грабят мирных жителей, пытают российских военных и поддерживают нацизм.

«Я признаю свои ошибки и надеюсь на великодушие жителей Донецкой народной республики. Надеюсь, меня простят, и я смогу вернуться домой», — говорит он.

В эфир федеральных телеканалов попали не только британские военные, но и подданный Марокко Брагим Саадун. 22 мая о нем рассказал корреспондент «России-24» Александр Сладков. По его данным, отец Брагима — «высокопоставленный военный из Марокко». «Я никого не убивал, поэтому я думаю, что ситуация не будет сложной. Посмотрим, дальше никто не знает», — сказал в интервью молодой человек.

Брагим Саадун. Скриншот из эфира «России-1»

Высшая мера. Как завершилось расследование

30 апреля Генпрокуратура ДНР сообщила о возбуждении уголовного дела по статьям о насильственном захвате власти группой лиц (часть 2 статьи 34, статья 323 УК) и наемничестве (статья 430 УК) против Эслина, Пиннера и Саадуна. По версии следствия, военные, «действуя в составе ВСУ в качестве наемников, принимали участие в подготовке и ведении боевых действий» против ДНР.

Саадуна защищает московский адвокат Дмитрий Ершов, Пиннера — Игорь Вагин. Ершов в интервью «Ленте.ру» называет обоих иностранцев «наемниками».

«Коммерсант» 27 апреля представил Ершова и Вагина как «первых и пока единственных российских адвокатов, которые работают в ДНР и ЛНР». «Медиазоне» не удалось найти более ранних упоминаний о деятельности этих адвокатов. Игорь Вагин фигурирует в заметке «Адвокатской газеты» об обжаловании обыска по делу его сына.

27 мая, спустя месяц после возбуждения дела, представитель Генпрокуратуры ДНР Виктор Гаврилов отчитался о завершении расследования против Пиннера, Саадуна и Хилла. 5 июня стало известно, что дело Эслина также направлено в суд.

По словам представителя ДНР, следствие установило «причастность [военных] к совершению указанных противоправных деяний», однако детали обвинения он раскрывать не стал.

Глава комитета по уголовному и административному законодательству Народного совета ДНР Елена Шишкина 1 июня сказала, что Пиннер, Хилл и Саадун «действовали здесь как террористы, как нацисты, поэтому ни о каком обмене не может идти речи».

Согласно уголовному кодексу ДНР, по 323-й статье может грозить смертная казнь, если преступление совершено в военное время. Максимальное наказание для военных, обвиненных в участии в войне в качестве наемников, составляет семь лет колонии.

Гаврилов напомнил, что «к обвиняемым с учетом военного времени может быть применена высшая мера наказания — смертная казнь».

Редактор: Агата Щеглова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке