Фото: телеграм-канал «Владлен Татарский»
Вечером 2 апреля в Петербурге в результате взрыва в кафе на Васильевском острове погиб участвовавший в войне против Украины с 2014 года провоенный блогер Владлен Татарский, прославившийся фразой: «Всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим, все будет, как мы любим», сказанной на подписании указа об аннексии ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Взрывчатка находилась в статуэтке, которую военкору передала одна из посетительниц — 26-летняя Дарья Трепова. Сегодня ее задержали, и НАК поспешил сообщить, что девушка связана как с украинскими спецслужбами, так и с ФБК, которые вместе спланировали убийство Татарского. Муж Треповой утверждает, что она не знала о взрывчатке.
Взрыв в петербургском кафе Street Food Bar № 1 на Васильевском острове, где проходил «творческий вечер» воевавшего в Украине Z-блогера Владлена Татарского прогремел 2 апреля около шести часов. По данным Минздрава, в результате взрыва пострадали 32 человека, 10 из них находятся в тяжелом состоянии. Гибель самого Татарского уже через полтора часа после происшествия подтвердили в МВД.
Кафе, где проходила встреча блогера с подписчиками, принадлежит основателю «ЧВК Вагнера» Евгению Пригожину — в 2022 году его компания «Конкорд» подтвердила, что владеет заведением. С апреля 2022 года по выходным там проводились встречи движения «Киберфронт Z», оно же организовало «творческий вечер» Владлена Татарского. За несколько часов до мероприятия в баре Татарский также провел «закрытую встречу» в книжном магазине «Листва».
По словам очевидцев, взрыв в кафе прогремел вскоре после того, как одна из слушательниц вручила Владлену Татарскому в подарок самодельную статуэтку. «Одна за столиком сидела некая Настя, — рассказывала корреспонденту "Фонтанки" одна из участниц встречи. — Говорит: "Я художница, хотела делать героику СВО, но это непросто. Поэтому я сделала ваш бюст пока только. Он в гардеробе". Идет туда, берет большую коробку, отдает ему, там что-то позолоченное. Он шутит, мол, надеюсь вы не сделали меня толстым. Говорит спасибо, ставит рядом». Другой собеседник издания вспомнил, что, вручив статуэтку, девушка села «метрах в трех» от Татарского, а через пять минут произошел взрыв.
Ударной волной в заведении выбило окна. «Все толпой побежали к выходу, была толкучка, все кричали, — рассказал РБК очевидец Николай Мамонов. — Было очень много дыма, я от этого дыма чуть в обморок не упал. Ничего было не видно, я даже телефон потерял, потом нашел через человека. Я боялся, что еще взрыв произойдет». Другая собеседница издания Полина Буторина вспоминала, что, выбежав на улицу, она увидела пострадавших, у некоторых из них были перевязаны глаза, вокруг было много крови. Позднее ТАСС со ссылкой на источник оценил мощность взрыва в «более 200 граммов в тротиловом эквиваленте».
Вскоре после взрыва Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об «убийстве общеопасным способом» (пункт «е» части 2 статьи 105 УК). Сразу появилась и подозреваемая — 26-летняя петербурженка Дарья Трепова.
Знакомые девушки рассказали «Агентству», что она окончила художественную школу в городе Пушкин, потом поступила в СПбГУ, но ушла в академический отпуск. Университет поспешил сообщить, что девушка отчислилась по собственному желанию в 2019 году.
Трепова, по словам знакомой, долго работала в магазине винтажной одежды в Петербурге, но около месяца назад уволилась и переехала в Москву. Неделю назад она вышла из общего чата, пообещав вернуться в него позднее, рассказали ее друзья.
«Интерфакс» сообщал о задержании Треповой еще вчера, однако эта информация не подтвердилась. Ночью в городе Пушкине провели обыск в квартире, где, вероятно, была прописана девушка; ее мать и отчима увезли силовики. Саму Трепову объявили в федеральный розыск.
Девушку задержали сегодня днем в Петербурге; «Фонтанка» писала, что «у подозреваемой были куплены билеты в Узбекистан». Вскоре силовики опубликовали отрывок ее допроса.
— Понимаешь, за что задержана? — спрашивает мужской голос у Дарьи Треповой. Девушку в белой блузке снимают у какой-то стены, волосы у нее неровно обрезаны по плечи.
— Понимаю, — кивает она.
— За что?
— За… — Трепова усмехается. — Я бы сказала, пребывание на месте убийства Владлена Татарского.
— Что ты сделала?
— Я принесла туда статуэтку, которая взорвалась, — вздыхает она.
— А кто тебе ее передал? — звучит вопрос после монтажной склейки.
— Можно я попозже расскажу? — снова вздыхает девушка.
Как писала «Фонтанка», Трепова была в квартире, которая принадлежит знакомому ее мужа Дмитрия Рылова; сам он сейчас в эмиграции. Супруг Треповой состоит в Либертарианской партии России. В разговоре с SVTV он говорил, что они с женой выступают против войны («ОВД-Инфо» действительно упоминал Трепову и Рылова среди задержанных на антивоенном митинге в февраля 2022 года), но он уверен, что она не стала бы идти на убийство и, скорее всего, ее использовали.
«Я считаю, что мою жену подставили. Я в полной уверенности, что она бы никогда не смогла сделать что-то подобное по своей воле. Да, мы вместе с Дарьей действительно не поддерживаем войну в Украине, но считаем, что подобные действия недопустимы. Я пребываю в стопроцентной уверенности, что она бы никогда не согласилась на такое, если бы знала», — сказал он.
Это же Рылов повторил в разговоре с телеграм-каналом «Можем объяснить». По его утверждению, после взрыва он смог поговорить с женой, и она сказала ему, что не знала о взрывчатке: «Она была абсолютно уверена в том, что в подарке будет находиться какое-то устройство, которое "позволит получить доступ к человеку" и вряд ли будет обнаружено сразу, а возможно, никогда. Но это точно не должна была быть бомба».
РБК со ссылкой на неназванный источник тоже писал, что силовики не исключают, что Трепова могла не знать, что в бюсте находится взрывчатка.
Однако вскоре с заявлением выступил Национальный антитеррористический комитет. По версии НАК, убийство Татарского спланировали «украинские спецслужбы» и ФБК, «активной сторонницей которого является задержанная Трепова».
В ФБК эти обвинения отрицают. «Опровергать то, что это сделали мы — идиотизм. Естественно, мы этим не занимаемся. Не опровергать — а вдруг кто-то подумает, что и правда мы?» — написал директор фонда Иван Жданов. По его словам, силовикам «очень удобно» приписать к взрыву ФБК, так как над Алексеем Навальным состоится еще один суд, и «они планируют дать ему максимальный срок, и для этого терроризм очень удобен».
Как обнаружила «Медиазона», Трепова есть в списках «экстремистов ФБК». Эти списки силовики составили после публикации в апреле 2021 года в открытом доступе базы электронных адресов сторонников политика Алексея Навального, зарегистрировавшихся на сайте в поддержку оппозиционера.
Телеграм-канал «112» пишет, что за пять дней до взрыва, 28 марта, Трепова посетила встречу Владлена Татарского со студентами в Москве и «установила контакт» с военкором, представившись Анастасией.
Источник SHOT утверждает, что после взрыва Трепова около четырех часов ездила на такси по Петербургу и сменила несколько машин, прежде чем отправилась в квартиру, где ее задержали, «чтобы запутать следы». По версии телеграм-канала, примерно через десять минут после взрыва Трепова зашла в свою съемную квартиру на 4-й линии Васильевского острова, где отрезала волосы и переоделась. После этого она вызвала такси. «Около 23:00 она приезжает в квартиру знакомого на улице Федора Абрамова, 8, чтобы отсидеться, — пишет SHOT. — В 05:00 к дому приехал СОБР. Установили наблюдение. Приготовились к задержанию». По данным издания, в 11 утра Трепову задержали.
Настоящее имя убитого военкора — Максим Фомин, в конце апреля ему должен был исполниться 41 год. Псевдоним Владлен Татарский он взял в честь главного героя романа «Generation "П"» Виктора Пелевина, но изменил имя — в оригинале персонажа звали Вавилен.
Фомин родился и вырос в семье шахтеров в донецкой Макеевке. 8 декабря 2011 года он вместе с двумя приятелями, надев на головы чулки и вооружившись пистолетом, ограбил сберегательную кассу в родном городе. Из отделения они забрали 11 707 гривен, 1250 евро, 255 долларов и 10 800 российских рублей. Украинское издание «Сегодня» писало, что «всего в несгораемом шкафу было до миллиона гривен, но их преступники не заметили». В одной из украденных пачек купюр оказался спрятан датчик слежения, один из налетчиков нашел его уже дома и разбил. Но поздно: всех троих задержали в тот же день.
Поступок, как говорилось в приговоре, будущий военкор объяснял тем, что у него плохо шел бизнес: он торговал мебелью на местном рынке и накопил много долгов.
В итоге Фомина приговорили к восьми годам колонии, один из его подельников получил столько же, другой — на год меньше. Наказание он отбывал в ИК-57 под Горловкой. Летом 2014 года колония пострадала во время боев между украинскими военными и добровольцами из самопровозглашенной ДНР, и в августе того же года Фомин с группой заключенных, по его рассказам, бежал, а потом «вступил в ряды ополчения» (в других случаях он говорил, что его «отпустили»).
По словам блогера, он воевал в нескольких подразделениях самопровозглашенной ЛНР, поскольку в вооруженные силы ДНР его принимать отказались из-за судимости.
«Потом меня снова посадили, так как юридических оснований для нашего освобождения не было. Меня вернули на зону. Но потом Александр Захарченко меня помиловал, я отслужил контракт. Но в 2019-м уволился и занялся блогерской деятельностью, поехал работать в Москву», — рассказывал он в интервью татарстанскому изданию «Бизнес Online».
Владлен Татарский издал три книги о войне и до полномасштабного вторжения в Украину постоянно участвовал в стримах наемника из «ЧВК Вагнера» на ютубе (в прошлом году его канал удалили).
В Донбасс он вернулся, по его словам, в начале февраля прошлого года, понимая, что «начнутся военные действия». «Я не боец информационной войны, потому что выполняю боевые задачи на линии фронта. Информационная война для меня теперь вторична. Если раньше я в свой телеграм-канал писал тексты, какие-то идеи, то теперь моя голова забита тем, чтобы мы в конкретном цеху побольше убили "азовцев". Я не думаю о чем-то другом», — говорил он в апреле прошлого года тому же «Бизнес Online», рассказывая, что с другом-добровольцем «летают на коптерах, делают расчет для БПЛА».
Тем не менее Татарский продолжал вести популярный Z-канал в телеграме (у него более полумиллиона подписчиков). За десять дней до начала мобилизации он писал, что ее необходимо объявить: «Да, без броников и касок, с АК-47 и Т-62, но другого варианта нет», предлагал перевести промышленность на военные рельсы, ударить «всеми имеющимися» средствами по инфраструктуре Украины и нанести «предупреждающий ядерный удар» по острову Змеиный.
30 сентября 2022 года блогер присутствовал в Кремле, когда Владимир Путин подписал указ о «присоединении» к России самопровозглашенных ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей Украины. Выходя после церемонии, Татарский записал завирусившееся в интернете видео. «Все, всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим, все будет, как мы любим. Давайте, с богом», — говорил военкор в ролике.
К утру рядом с кафе, где погиб провоенный блогер, появился стихийный мемориал. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал случившееся терактом.
Так же оценивают произошедшее провластные блогеры. «Татарского убили в центре Петербурга. Убили украинские террористы. Они по всей стране нашей, очевидно. И будут убивать и взрывать», — написал в своем телеграм-канале экс-сотрудник Russia Today Антон Красовский. Его поддержал блогер-националист Егор Холмогоров: «Максим, верю, отправится в рай. Жизнь в Киеве и приравненных к нему Хохлобадах должна превратиться в ад».
«Ну что? Забудем? Простим?» — написала вскоре после гибели Татарского глава RT Маргарита Симоньян.
Татарский стал не первым пропагандистом, на которого совершено покушение в России. В августе прошлого года в Подмосковье взорвали машину 29-летней публицистки Дарьи Дугиной. Она скончалась на месте. ФСБ назвала исполнительницей гражданку Украины. Месяц назад силовики сообщили о предотвращении покушения на владельца телеканала «Царьград» Константина Малофеева. По версии спецслужбы, за этим стоял Денис Капустин, лидер «Русского добровольческого корпуса», воюющего на стороне Украины. Кроме того, в апреле 2022-го ФСБ отчиталась о предотвращении убийства пропагандиста Владимира Соловьева — в этом обвиняют российских неонацистов, но, по версии следствия, они также действовали по заданию СБУ.
«Безопасность ЛОМов нулевая, — резюмировала ведущая Тина Канделаки после гибели Татарского. — Ритуальные убийства становятся традицией».
Редактор: Мария Климова