Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
С началом войны риск оказаться за решеткой из-за несогласия с властями в нашей стране вырос кратно. Счет политзаключенным сейчас идет на сотни. Они чаще других осужденных оказываются в штрафных изоляторах, где запрещены свидания и звонки на волю, и даже правозащитникам теперь трудно уследить за судьбой каждого политзека. «Медиазона» напоминает об этих людях. Сегодня Дмитрий Швец рассказывает о судьбе Александра Габышева — шамана, который в 2019 году пешком пошел из Якутии в Москву, чтобы провести на Красной площади обряд изгнания демона, и этим всерьез напугал власти.
В марте 2019 года никому не известный Александр Габышев из Якутии погрузил в самодельную тележку палатку, походную печь и пешком отправился в Москву. Он называл себя шаманом-воином и говорил, что Бог велел ему изгнать демона — Владимира Путина.
К середине лета Габышев дошел до Читы, где ему предложили выступить на митинге КПРФ. В августе он был в Бурятии — и не один, а с отрядом единомышленников, присоединившихся к шаману по дороге. Осенью, когда он прошел уже три тысячи километров и был знаменит на всю Россию, ФСБ возбудила против него дело о призывах к эстремизму.
Его задержали на границе Иркутской области и вернули в Якутск. Психиатрическая экспертиза объявила шамана невменяемым. Габышева то помещали в стационар, то отпускали. Дело об экстремизме тихо закрыли. Он нарисовал на лице молнию — знак Божьего гнева. В январе 2021-го домой к нему ворвались 50 росгвардейцев.
Они пришли, чтобы в очередной раз отвезти Александра в диспансер. Он, по версии следствия, не давался — отбиваясь кочергой и якутским батасом, ранил омоновца Жиркова в ногу. Защита считает это недоказанным. «В этом хаосе, когда они громили мебель и в темноте лазили по дому, я бы не исключал, что они могли и сами где-то порезаться», — говорил «Медиазоне» адвокат Алексей Прянишников.
Так или иначе, теперь Габышев стал фигурантом уже нового дела — о нападении на силовика. Летом 2021 года шамана отправили в больницу специального типа с интенсивным наблюдением (в таких держат серийных убийц и каннибалов). С тех пор он не выходил на свободу. Суды раз за разом продлевают ему принудительное лечение: в отличие от заключения в колонии, «меры медицинского характера» не имеют определенного срока.
22 ноября ему исполнилось 55 лет.
Исправлено в 17:00. В публикации говорилось, что Александр Габышев до сих пор получает большие дозы галоперидола — на самом деле этот препарат ему больше не дают. Чтобы исправить ошибку, «Медиазона» удалила видео и опубликовала новый, отредактированный вариант ролика.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке