Госдума в первом чтении приняла поправки, уточняющие определение шпионской техники
Новость
10 апреля 2019, 13:27

Госдума в первом чтении приняла поправки, уточняющие определение шпионской техники

Государственная дума в первом чтении приняла пакет поправок, уточняющих термин «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» (СТС), сообщается на сайте нижней палаты парламента.

Согласно поправкам, под такими техническим средствами предлагается понимать «приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)».

Проект вносит поправки в Уголовный кодекс и дополняет Кодекс об административных правонарушениях.

Во время рассмотрения законопроекта в первом чтении заместитель директора ФСБ статс-секретарь Александр Купряжкин сказал, что смартфоны не подпадут под определение специальных технических средств.

«Телефон и гаджет являются устройствами и приборами бытового назначения, поэтому здесь статья 138 своего действия не имеет, это будет попадать под статью 137 — это "нарушение неприкосновенности частной жизни" с вытекающими оттуда последствиями», — сказал Купряжкин.

Летом 2018 года ФСБ предложила поправки в статью 138.1 УК, предусматривающую ответственность за незаконный оборот шпионской техники. По мнению спецслужбы, новое определение позволит отличать шпионские устройства от приборов, которые «рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем». В феврале 2019 года поправки внесли в Госдуму.

На проблему привлечения к административной и уголовной ответственности за покупку бытовых предметов в 2017 году обратил внимание президент Владимир Путин. Во время прямой линии ему рассказали о курганском фермере Евгении Васильеве, который стал обвиняемым по статье 138.1 УК из-за ошейника с GPS-трекером для теленка. Позже дело против фермера закрыли.