Суд перевел основателя Baring Vostok Майкла Калви из СИЗО под домашний арест
Судья Басманного районного суда Москвы Юлия Сафина перевела из СИЗО под домашний арест американского инвестора Майкла Калви, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК), передает корреспондент «Медиазоны» из суда.
С 16 февраля основатель фонда Baring Vostok Майкл Калви находился в СИЗО 99/1, расположенном на территории «Матросской тишины» и известном как «Кремлевский централ». Дело было возбуждено по заявлению Шерзода Юсупова, члена совета директоров банка «Восточный», на имя начальника управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ Ивана Ткачева. Сам Калви владеет контрольным пакетом «Восточного».
На заседании был переводчик, но Калви в большинстве случаев сам говорил по-русски.
Меру пресечения смягчили по ходатайству следствия, при этом ее избрали на срок до 13 апреля. Суд не разрешил Калви прогулки. Под домашним арестом он будет находиться на мансарде в доме на улице Большая Дмитровка.
Накануне, 10 апреля, стало известно, что следовательница Людмила Самойленко попросила отправить Калви под домашний арест. Как писал «Коммерсант», ходатайство было согласовано с руководителем Главного следственного управления СК Эдуардом Кабурнеевым.
«На протяжении двух месяцев обстоятельства изменились. Следствием было установлено, что Калви обладает устойчивыми социальными связями в Москве, поступало достаточно большое количество ходатайство от лиц, которые поручались за него. Имеет постоянное место работы, фактически занимается развитием инвестиционных проектов в Российской федерации, оказывает благотворительную помощь различным фондам и детским организациям, в том числе — различным больным детям, имеет в собственности недвижимое имущество, данных о котором не было на момент избрания меры пресечения, а также то, что на его иждивении находятся трое детей», — сказала следователь в суде.
Ходатайство поддержала представитель прокуратуры, адвокаты Калви и сам инвестор, который заверил, что сам хочет доказать свою невиновность, а бегство из России для него было бы равнозначно признанию вины.
«Беспристрастно разбираться во всех тонкостях вмененного мне деяния нужно продолжительное время и колоссальные силы. Так или иначе, речь в обвинении идет о бизнес-споре, который возник гораздо раньше моего ареста. Мне остается сожалеть, что одна из сторон этого спора выбрала весьма своеобразный способ отстаивания интересов, представ правоохранительными органами России, перед всем бизнес-сообществом, обманутыми и оскорбленными», — сказал он.
Также инвестор заверил, что выведение денег из банка «Юниаструм» перед слиянием с «Восточным» было впоследствии зафиксировано проверкой после слияния этих организаций. Калви считает, что так подача потерпевшим заявления была попыткой избежать ответственности за выведение денег.
«Наши оппоненты пытаются любой ценой остановить новую миссию банка ["Восточный"] и наш арбитражный процесс в Лондоне. Контроль в банке нашим партнерам нужен для того, чтобы продолжить скрывать факты выведения активов. В случае, если контроль за банком в итоге перейдет к нашем партнерам, не исключен дополнительный вывод активов из банка», — предупредил Калви.
Представитель потерпевшей стороны оставил вопрос о смягчении меры пресечения на усмотрение суда. При этом следователь, прокурор и потерпевший выступили против просьбы защиты разрешить инвестору двухчасовые прогулки. По словам следователя, Калви, несмотря на слова о желании помочь разобраться в ситуации, до сих пор не дал показания.
Кроме того, на заседании судья огласила список фамилий людей, поручившихся за обвиняемого, среди них звучали Чубайс, Авен, Тиньков и Варданян.
Также в Басманном суде сегодня рассматривают ходатайство о переводе из СИЗО под домашний арест советника председателя правления «Норвик Банка» Алексея Кордичева. По сообщению «Интерфакса», на этом заседании следователь рассказал, что Кордичев «способствует раскрытию преступления».
Калви был задержан 14 февраля, другие фигуранты дела: советник председателя правления «Норвик Банка» Алексей Кордичев, партнер Baring Vostok Ваган Абгарян, директор по инвестициям фонда Иван Зюзин, гендиректор принадлежащего Калви «Первого коллекторского бюро» Максим Владимиров и директор финансового департамента Baring Vostok Филипп Дельпаль. Все они после задержания находились в СИЗО, однако СК также просит перевести под домашний арест Кордичева.
При этом 9 апреля суд оставил на два месяца в СИЗО Дельпаля, а на следующий день продлил арест Абгаряну, Владимирову и Зюзину.
По версии следствия, обвиняемые похитили 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», долей в котором владеет фонд Калви: такую сумму банку была должна подконтрольная Калви компания, но вместо нее банк получил акции стоимость 600 тысяч рублей.
Сам Калви отрицает вину и считает произошедшее корпоративным конфликтом. «Юсуповым двигали два мотива при подаче заявления в ФСБ — создать себе переговорную позицию для нашего отказа от требований в Лондонском суде. Второй мотив — уменьшить пропорцию размытия доли [акционера банка Артема]Аветисяна в банке "Восточный"», — говорил он. Юсупов эту версию отвергает.
О смягчении меры пресечения просил, в частности, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, бизнес-омбудсмен Борис Титов также выступал против ареста. Американские чиновники и бизнесмены, как писала Financial Times, отказались в июне приезжать на Петербургский международный экономический форум из-за ареста основателя Baring Vostok.
Дело на закрытой встрече с журналистами комментировал президент Владимир Путин, который, по данным The Bell, отмечал, что в нем «не только конфликт двух собственников». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков описал мнение Путина так:
«Позиция президента заключается в следующем: это дело не должно увязываться с инвестклиматом в России в целом и не должно иметь какого-то негативного воздействия, Россия была, есть и будет заинтересованной в международных инвесторах и намерена делать все возможное для создания для них комфортных рабочих условий».
Майкл Kалви. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА «Новости»