Фигуранта дела «Сети» Пчелинцева не вывозили из СИЗО в день допроса в здании пензенского УФСБ
Фигуранта дела «Сети» Пчелинцева не вывозили из СИЗО в день допроса в здании пензенского УФСБ

В Пензе в Приволжском окружном военном суде огласили выдержки из материалов личного дела фигуранта дела «Сети» Дмитрия Пчелинцева. Из них следует, что обвиняемого не вывозили из СИЗО в тот день, когда, согласно протоколу, его допрашивали в здании пензенского управления ФСБ, пишет «Новая газета».

Сам Пчелинцев говорил, что показания, которые он будто бы дал 23 марта как свидетель по петербургскому делу «Сети», скопированы из предыдущих, которые он дал под пытками. В день предполагаемого допроса в здании ФСБ, согласно выписки из СИЗО, Пчелинцев не покидал изолятор.

«Это абсурд совершеннейший». Дмитрий Пчелинцев о том, как игры в страйкбол обернулись обвинением в создании «террористического сообщества»

Однако на протоколе допроса от 23 марта стоят подписи обвиняемого и адвоката Игоря Ванина. Другой защитник Пчелинцева Олег Зайцев считает, что это свидетельствует об «очередной фальсификации материалов уголовного дела».

Аналогичная ситуация, как пишет «Новая газета», возникла с протоколами свидетельских показаний Армана Сагынбаева. Газета сравнила протоколы допросов Пчелинцева и Сагынбаева на разных этапах расследования и убедилась, что они действительно дословно повторяют друг друга с одними и теми же грамматическими ошибками и опечатками.

Дело о «террористической сообществе "Сеть"» рассматривается в Петербурге и в Пензе. Дело одного из обвиняемых, антифашиста Игоря Шишкина, выделили в отдельное производство. Он полностью признал вину, согласился дать показания на других обвиняемых и получил 3,5 года колонии общего режима.

«Пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. 

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский, а также задержанный в Петербурге Виктор Филинков. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.

СК отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Обвинение в участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 УК) предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы, а за создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК) грозит от 15 до 20 лет колонии.