Свидетели по «пензенскому делу» рассказали, что их слова исказили в протоколе допроса
Новость
2 июня 2019, 15:12

Свидетели по «пензенскому делу» рассказали, что их слова исказили в протоколе допроса

Двое знакомых Дмитрия Пчелинцева, обвиняемого в организации «террористического сообщества "Сеть"», в суде рассказали, что следователь в протоколе допроса исказил их показания. Об этом сообщает издание «7х7».

Студентка Алена Машенцева и ее молодой человек Евгений Смагин сообщили в суде, что познакомились с Пчелинцевым и его женой Ангелиной на открытии чайного дома в Пензе в 2017 году. По словам Машенцевой, после этого они гуляли вместе еще один раз. Смагин вспомнил, что Пчелинцевы бывали у них в гостях.

В ноябре 2017 года в квартиру свидетелей пришли силовики. Они передали Машенцевой записку от Пчелинцева, в которой шла речь про учебник русского языка для 6 класса и книгу про Курдистан. Как говорится в протоколе, девушка нашла дома учебник и книгу Питера Гелдерлооса «Консенсус: принятие решений в свободном обществе».

«Это абсурд совершеннейший». Дмитрий Пчелинцев о том, как игры в страйкбол обернулись обвинением в создании «террористического сообщества»

В тот же день Машенцеву допросили. В суде свидетельница заметила. что ее слова переданы неточно. «Половина из этих слов — не мои. Я этого не говорила и не знаю, откуда это взялось. Этого не было. Я просто показала книги, они их посмотрели, и все. Брали они их или нет, я не помню», — сказала она.

Друга Машенцевой Смагина допросили в апреле 2018 года. В протоколе допроса говорится, что Пчелинцев обсуждал с ним политику: «Россия недостаточно свободна», «все изменится к лучшему», «грядут перемены», «общество будет свободным». Также обвиняемый передал приятелю две книги, из которых «он сможет многое почерпнуть».

«Такого жесткого не было, я так не говорил. Пчелинцев говорил просто, что все будет лучше, чем сейчас, что все растет и развивается, и добра будет больше. Книги, которые оставил Пчелинцев и которые потом изъяли сотрудники ФСБ, и те книги, которыми мы с ним обменивались в чайной — это разные книги», — сказал Смагин в суде.

Пчелинцев предположил, из-за чего возникла путаница с книгами, о которых говорилось в продиктованной ему записке: «[Сотрудники ФСБ], видимо, поняли, что вторая книжка [про Курдистан] им не подходит, и впоследствии заменили ее на книгу по консенсусу».

«Пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. 

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский, а также задержанный в Петербурге Виктор Филинков. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.

СК отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Обвинение в участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 УК) предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы, а за создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК) грозит от 15 до 20 лет колонии.