По «пензенскому делу» допросили секретных свидетелей Лисина, Волкова, Зайцева и Кабанова
На выездных заседаниях Приволжского окружного военного суда в Пензе допросили шестерых секретных свидетелей по делу «террористического сообщества "Сеть"», сообщает издание «7х7». Четверо из них получили во время следствия фамилии Лисин, Волков, Зайцев и Кабанов. «7х7» отмечает, что подсудимые и адвокаты между собой называют их «зоопарком».
13 июня состоялся допрос Владимира Кабанова. Адвокаты полагают, что под этим именем скрывается неонацист Влад Гресько (Добровольский). Они просили рассекретить личность свидетеля, однако суд отказал.
В суде, пишет «7х7», Кабанов почти дословно повторил содержание протоколов допроса. По словам свидетеля, он познакомился с Ильей Шакурским, одним из фигурантов дела, в 2016 году. Кабанов уверяет, что в течение года антифашист пытался «вербовать в группу, которая готовилась к революционному перевороту в России в период президентских выборов».
Обвиняемые, по словам свидетеля, использовали страйкбол в качестве прикрытия для вербовки новых участников. На самом же деле они обладали огнестрельным оружием и делали бомбы. За это в сообществе, говорил Кабанов, отвечал Арман Сагынбаев. Он якобы учил свидетеля делать детонаторы.
«[Шакурский] рассказал, что за такую подготовку, которой занимается его группа, посадят в тюрьму и надолго», — говорил Кабанов на допросе.
19 июня допросили свидетеля Василия Лисина, который с октября по декабрь 2017 года сидел в одной камере СИЗО с обвиняемым Василием Куксовым. В протоколе допроса Лисина сказано, что даже под стражей его сокамерник продолжал верить в революцию и «надеялся, что оставшиеся на воле товарищи все же захватят власть и освободят его из тюрьмы».
В суде Лисин объяснил, что дал показания против Куксова, потому что «застал разруху в 90-е [годы] и не хотел повторения анархии». «7х7» отмечает, что показания свидетеля в суде тоже во многом совпадают с протоколами допросов. Куксов заметил, что не говорил с Лисиным об анархизме.
Третий секретный свидетель Дмитрий Волков сидел с обвиняемым Дмитрием Пчелинцевым в одной камере в начале февраля 2018 года. «Сказал, что никаким террористом не является, он хотел убивать "ментов" и их семьи», — рассказал на допросе Волков. Он подчеркнул, что антифашист ему угрожал: «Если я посмею кому-либо что-то рассказать, то меня ликвидируют». Пчелинцев же настаивает, что никогда не встречался с Волковым.
20 июня в суде допросили четвертого секретного свидетеля Игоря Зайцева, который сталкивался в СИЗО с Пчелинцевым и Куксовым. При этом Зайцев не смог назвать размеры камеры в изоляторе.
Пчелинцев поделился с ним своими мечтами улететь на Марс, так как «на Земле капиталисты не дают свободно развиваться таким, как он». Вспоминал Зайцев и разговоры о подготовке революции и нападениях на «ментов» и военных. На те же темы с Зайцевым, по его словам, разговаривал Куксов. Касательно Пчелинцева обвиняемый заметил, что он «страдает за правое дело». Оба фигуранта дела говорили о предателе, который сдал их силовикам.
«Пензенское дело»
Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.
Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский, а также задержанный в Петербурге Виктор Филинков. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.
Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.
СК отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.
Обвинение в участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 УК) предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы, а за создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК) грозит от 15 до 20 лет колонии.