Суд прекратил дело об ограничении прав родителей тульской школьницы Маши Москалевой, нарисовавшей в школе рисунок против войны
Ефремовский межрайонный суд Тульской области прекратил производство по иску социальных служб об ограничении родительских прав школьницы Маши Москалевой, нарисовавшей антивоенной рисунок на уроке ИЗО. Об этом сообщает адвокат от правозащитного проекта «ОВД-Инфо» Владимир Билиенко.
19 апреля — после того, как девочку передали из приюта матери Ольге Ситчихиной, которая последние несколько лет жила с новой семьей и не общалась с дочерью, — социальные службы объявили, что откажутся от иска.
Таким образом родительские права сохранятся не только за матерью, но и за отцом — Алексеем Москалевым. Адвокат Билиенко назвал это «важной моральной победой».
Самого 53-летнего Москалева сейчас экстрадируют из Беларуси в Россию, где он был осужден на два года колонии из-за постов про войну в «Одноклассниках» (статья 280.3 УК). Уголовное дело возбудили спустя полгода после того, как учителя Маши Москалевой в апреле 2022 года вызвали полицию в школу из-за ее рисунка про войну, а ее отца оштрафовали из-за комментария про российских военных в «Одноклассниках».
В начале марта 2023 году Алексея Москалева задержали и поместили под домашний арест, а его дочь забрали в приют и отказываются отдавать отцу. Выяснилось, что в январе комиссия по делам несовершеннолетних подала иск об ограничении родительских прав обоих родителей девочки, а жившая в другом регионе мать, Ольга Ситчихина, подписала разрешение на это.
Детский омбудсмен Мария Львова-Белова 4 апреля говорила, что «мама [Маши] несколько раз обещала, что приедет, и не приезжала, с девочкой контакт не поддерживает». Несмотря на это, уже на следующий день Львова-Белова объявила о том, что ребенка отдали Ольге Ситчихиной.
«Узнав подробности о ее (Ситчихиной — МЗ) жизни и составив непосредственное впечатление, подумала: а вдруг и вправду чудо возможно. Несмотря на все обстоятельства прошлого», — объясняла омбудсмен изменение своей позиции.
Адвокат Дмитрий Захватов, поддерживающий связь с Алексеем Москалевым, предполагал, что Ситчихину «уговорил» забрать дочь из приюта губернатор Алексей Дюмин. Мать говорила, что собирается «отбить политику, антипропаганду и рисунки» дочери после того, как заберет ее к себе.