19 октября около 14:00 в служебный кабинет первого заместителя главы подмосковного Красногорска Юрия Караулова вошел 55-летний предприниматель Амиран Георгадзе. Чиновник был хорошо знаком с ним, поэтому не стал задавать вопросов о причине визита мужчины. По словам источника «Интерфакса», близкого к следствию, вслед за бизнесменом в кабинет вошел водитель предпринимателя, 27-летний Шота Элизбарашвили, который, как утверждают в МВД, также выполнял функции охранника Георгадзе. По версии следствия, в сумке он принес оружие — при этом источник «Интерфакса» подчеркивает, что Элизабарашвили было известно о ее содержимом.
Шота Элизбарашвили во время допроса. Кадр: СК РФ / РИА Новости
По словам собеседника агентства, затем Георгадзе достал зарегистрированную как охотничье оружие винтовку «Сайга» и сообщил Караулову, что тот должен ему крупную сумму денег. После этого бизнесмен потребовал вызвать в кабинет руководителя «Красногорских электросетей» Георгия Котляренко и главу администрации Красногорского района Бориса Рассказова. Секретарь сделал вызов — Рассказова на месте не оказалось, а Котляренко пришел в кабинет.
Георгадзе выстрелил в сторону собеседников, однако оружие заклинило. Тогда, полагают следователи, предприниматель произвел несколько выстрелов из пистолета калибра в девять миллиметров, от которых Караулов и Котляренко скончались на месте. Затем Георгадзе вместе с Элизбарашвили скрылись с места происшествия на автомобиле Range Rover. Полицейские объявили план «Сирена».
Следующей жертвой Георгадзе стал 53-летний сотрудник службы безопасности редакции газеты «Московский комсомолец» Константин Смыслов. Как сообщало издание, утром в понедельник Смыслов находился на больничном на своей даче в полутора километрах от деревни Тимошкино, где накануне проводилась операция по поимке предпринимателя. Смыслов ехал по деревне на скутере и попался на глаза бизнесмену, после чего тот трижды выстрелил в мужчину. От полученных ранений в голову и грудь он скончался на месте.
Как утверждают в СК, не раскрывая подробностей, водитель Элизбарашвили в этот момент находился непосредственно рядом с убийцей, однако после гибели случайного прохожего «испугался и решил добровольно прийти в следственные органы». Место преступления он покинул все на том же Range Rover, а Георгадзе, предположительно, воспользовался другим автомобилем.
В ходе обыска в доме Георгадзе было обнаружено тело бизнес-партнера предпринимателя Трестана Закаидзе. Главе Красногорского района Подмосковья Борису Рассказову, которому удалось избежать гибели, силовики выделили охрану, утверждает источник ТАСС в правоохранительных органах. Между тем официальный представитель СК Владимир Маркин не исключает, что Георгадзе может не ограничиться четырьмя убийства — у него остались и патроны, и пистолеты. «Четыре человека — и мы боимся сейчас самого страшного. Мы боимся, что он, как загнанный в угол зверь, не стал бы выбирать себе очередную жертву», — говорил Маркин.
По данным СК, Георгадзе скрывается, используя разные автомобили. 20 октября следователи заочно вынесли постановление о привлечении предпринимателя в качестве обвиняемого в совершении убийства четырех человек и объявили его в розыск.
Первоначально водитель проходил свидетелем по делу об убийствах. О том, что Элизбарашвили будет допрошен в качестве предполагаемого пособника убийцы, пресс-служба СК сообщила днем 20 октября. В ведомстве утверждают, что следствие намерено ходатайствовать об избрании в отношении водителя меры пресечения в виде заключения под стражу.
Источник «РБК» на земельном рынке Подмосковья описывает Георгадзе как землевладельца средней руки — в общей сложности ему принадлежит порядка 30 гектаров в крайне привлекательных локациях. Оцениваются они примерно в $50 млн. По данным издания, после кризиса 2008-2009 годов предприниматель стал строить все меньше загородного жилья и даже был вынужден выйти из громкого проекта по застройке Павшинской поймы.
Источники «РБК» называют основной проблемой бизнес-структур Георгадзе снижение числа заказов в строительной отрасли — в последнее время у него якобы возникали проблемы на стадии утверждения разрешительных документов.
Георгадзе более десяти лет состоял в партии «Единая Россия», по словам руководителя ее красногорского исполкома Светланы Грачевой, будучи «широкой души человеком», помогавшим не только самой организации, но и местному совету ветеранов и управлению образования. На следующий день после после убийства «Единая Россия» исключила его из своих рядов.
Водителю бизнесмена уже предъявили подозрения в пособничестве убийствам. По данным СК, Шота Элизбарашвили присутствовал при трех убийствах, а также по требованию Георгадзе снимал происходящее на мобильный телефон, не пытаясь остановить преступление.
Помимо этого, вчера стало известно, что Амирана Георгадзе могут обвинить и в покушении на убийство секретаря замглавы Красногорского района. Как сообщили в Следственном комитете, бизнесмен выстрелил в секретаря, но не попал. Ранее ему заочно предъявили обвинения в четырех убийствах (часть 2 статьи 105 УК).
«Он угрожал мне оружием! У него было оружие», — отвечает Шота Элизбарашвили на вопрос журналистов о том, зачем он снимал на видео расстрел чиновников в Красногорске.
«Я нашёл момент и скрылся», — добавляет он.
— Вы согласны со своим статусом? — спрашивают журналисты.
— Я знаю одно, я невиновен. Я не держал в руках оружие и просто попал в такую ситуацию, — подумав, отвечает обвиняемый. — Я стал жертвой. Я не знал, что в здание администрации заносили оружие.
По его словам, в тот день у него был выходной, но его попросили выйти на работу. «Ничего не предвещало, был совершенно обычный день», — Элизбарашвили говорит с сильным акцентом.
Он подчеркивает, что добровольно пришел в правоохранительные органы.
Заседание начинается. Следователь просит заключить заключить 27-летнего Элизбарашвили под стражу.
— Вас задержали? — спрашивает судья Александр Глухов.
— Меня не задержали, я сам пришел, — отвечает подсудимый.
Следователь Гребенев говорит, что уголовное дело по факту стрельбы в Красногорске возбуждено по статьям об убийствах (части 1и 2 статьи 105 УК) и незаконном обороте оружия (часть 1 статьи 222 УК).
Элизбарашвили, по словам следователя, совершил пособничество в трех убийствах, совершенных Георгадзе.
Следователь говорит, что Элизбарашвили необходимо заключить в СИЗО, поскольку им совершено тяжкое преступление, он может скрыться и может установить контакт с Георгадзе.
Он рассказывают суду об обнаружении трупов красногорских чиновников Караулова и Котляренко, трупа случайно оказавшегося рядом с местом убийства охранника «Московского комсомольца» и трупа предпринимателя Закаидзе.
Свидетель видел, как Элизабарашвили принес рюкзак в кабинет в администрации Красногорского района, в этом рюкзаке свидетель увидел автомат, зачитывает следователь.
Другой свидетель также указывает на причастность подозреваемого к преступлению. Третий свидетель обнаружил труп Смыслова в деревне Тимошкино.
Шота Элизбарашвили ранее не судим, он привлекался к административной ответственности за нарушение скоростного режима и парковку автомобиля в неположенном месте. Работает водителем в ООО «Гринтаун».
«Хочу дополнить свое ходатайство тем, что Элизбарашвили содействовал Георгазде с предоставлением оружия, боеприпасов, его перевозкой к месту преступления. Тем самым он оказал содействие в совершении преступления. Также он перевозил Георгадзе сначала на его автомобиле, потом на своем собственном Форд Фокус», — говорит следователь.
«Я принес сумку не на плече, а в руках. Это было зарегистрированное оружие, Сайга. Это был подарок самого Калашникова», — эмоционально возражает посудимый.
Адвокат Элизбарашвили Алексей Антоновских рассказывает, что во время разговора Георгадзе с чиновниками его подзащитный взял на руки женщину и вынес ее из кабинета. И уже из-за двери услышал выстрелы. У женщины была истерика, поясняет адвокат.
Другой свидетель, по словам защитника, говорит, что Георгадзе сам положил сумку в машину.
«Я посмотрел бы на каждого в этом зале, как бы он предотвратил бы преступление, когда там нервический человек с двумя пистолетами в руках. Шота не преступник», — говорит защитник.
По словам адвоката, показания свидетелей по убийству скутериста также никак не говорят против Элизбарашвили. Он просит назначить ему меру пресечения, не связанную с заключением под стражу.
«С удивлением я здесь услышала, что подозреваемый скрылся с места преступления. Молодой человек становится свидетелем четырех убийств, конечно, он в шоке. Как только шок проходит, он немедленно обращается в правоохранительные органы и приходит туда осознанно и добровольно. Потому что ровным счетом ни в чем виновным он себя не чувствовал и не чувствует», — говорит Светлана Воронкова, второй адвокат Элизбарашвили.
Она просит назначить подозреваемому подписку о невыезде.
«Отдельно хотелось бы сказать, что для того, чтобы совершить такое преступление — четыре трупа! — надо иметь мотив. Но у него его нету! Из уважения Георгадзе? Никто в это не поверит. Он оказался не в то время в ненужном месте. Ему не хотелось умирать! Как только он смог без ущерба для себя скрыться, он немедленно этим воспользовался», — добавляет адвокат.
Третий адвокат, Владимир Саруханов, добавляет, что Элизбарашвили «в какой-то момент понял, что жертвой мог оказаться и он сам». Он предлагает назначить пмеру пресечения в виде залога в размере 3 млн рублей.