Плата за войну. Ценники в российских магазинах меняют на антивоенные листовки — в Петербурге суд арестовал за это музыкантку по делу о «фейках» про армию
Тимофей Пнин
Плата за войну. Ценники в российских магазинах меняют на антивоенные листовки — в Петербурге суд арестовал за это музыкантку по делу о «фейках» про армию
13 апреля 2022, 14:06

Саша Скочиленко в Василеостровском районном суде, 13 апреля 2022 года. Фото: телеграм-канал «ПЬЯTNIЦА»

В условиях военной цензуры россияне ищут способы выразить протест против вторжения российских войск в Украину. Одной из новых форм протеста стали антивоенные листовки, имитирующие ценники в супермаркетах — ими активисты подменяют настоящие. После такой акции петербургская музыкантка и художница Саша Скочиленко стала фигуранткой дела о «фейках» против российской армии, по которому ей грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. Суд отправил ее в СИЗО.

31-летняя Саша Скочиленко — известная в Петербурге художница, музыкантка и создательница популярного сборника комиксов «Книга о депрессии». Утром 11 апреля ее задержали по подозрению в распространении «фейков» о российской армии.

«Обстоятельства [задержания] были довольно странные, — рассказывает "Медиазоне" друг Скочиленко, журналист Арсений Веснин. — В тот день утром Сашин друг написал ей сообщение в телеграм, что к нему домой пришли представители Следственного комитета, [которые] якобы ищут какой-то труп. И что, мол, не могла бы она приехать к нему, как-то что-то подсказать. С этим другом они вместе играли антивоенные концерты в Петербурге».

Когда Скочиленко приехала домой к музыканту, там ее ждали силовики. Веснин полагает, что история с трупом была придумана, чтобы выманить и задержать девушку. По словам журналиста, музыкант впоследствии рассказывал ему, что сообщения художнице с просьбой приехать сотрудники СК писали с его телефона.

Веснин думал, что задержание музыкантки могло быть связано с антивоенными концертами, которые она в последнее время давала в Петербурге, но дело на нее завели по другому поводу.

По версии следствия, вечером 31 марта в магазине «Перекресток» на Васильевском острове художница заменила ценники на листовки с «ложной информацией» об «использовании вооруженных сил РФ». Девушке вменяют публичное распространение заведомо ложной информации по мотивам политической ненависти, ей грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.

«Сетевые свободы» уточняли, что речь на замененных ценниках шла о людях, погибших в результате авиаудара по зданию драмтеатра в Мариуполе. Художницу допрашивали до трех часов ночи, а потом поместили в ИВС, где она ждала суда по мере пресечения.

Видео Саши Скочиленко

Идея с заменой магазинных ценников на антивоенные листовки с информацией о войне в Украине возникла в телеграм-канале «Феминистское антивоенное сопротивление» (ФАС) — сообществе российских феминисток, появившееся в феврале 2022 года, после начала войны.

«Власти долго не воспринимали нас как политическое движение, и поэтому мы временно оказались в меньшей степени затронуты репрессиями, чем другие, — говорится в манифесте сообщества. — Более 45 феминистских групп действуют по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Мы призываем феминистские группы и отдельных феминисток присоединиться к Феминистскому Антивоенному Сопротивлению и объединить силы по борьбе с войной и развязавшим ее правительством».

Создательницы телеграм-канала ФАС писали, что ценники — это один из немногих доступных способов дотянуться до аудитории, наиболее уязвимой перед государственной пропагандой: «Подменяя что-то будничное чем-то чуждым и непривычным, мы показываем, что не осталось ни одного уголка нашей страны, который бы не затронула война, и не даем людям просто закрыть глаза на происходящее. В условиях постоянно растущих цен они должны привлечь еще больше внимания, чем обычно».

Макеты ценников. Источник: телеграм-канал «Феминистское Антивоенное Сопротивление»

Акцент в ценниках, которые предлагалось распечатать и оставить возле товаров в магазинах «Дикси», «Магнит» или «Пятерочка», делался на цифрах. Например, на одном из ценников напечатана фраза: «Российская Армия разбомбила худ. школу в Мариуполе. Около 400 человек прятались в ней от обстрелов». Цифра 400 дублировалась в правому нижнем углу, где обычно указана цена за товар.

В «Феминистском антивоенном сопротивлении» при этом предупреждали что не стоит оставлять ценники в магазинах рядом с домом или там, где активист часто бывает, а также призывали избегать камер наблюдения.

Акция имела успех, на полках с продуктами вскоре стали появляться антивоенные ценники — но довольно быстро на новую форму протеста обратили внимание и силовики.

В начале апреля на 49 тысяч рублей была оштрафована жительница Тулы, которая разместила антивоенные ценники в «Пятерочке». Листовка размером 10 на 15 сантиметров с надписью «Во время Афганской войны погибло 26 000 наших солдат. Сколько погибнет, если мы не остановим войну в Украине?» суд расценил как средство наглядной агитации. Женщину признали виновной в дискредитации российской армии. Своими действиями она «подрывала доверие» к проведению «спецоперации», отмечалось в решении суда.

Эту же статью вменили двум казанским активистам, заменившим в «Ашане» реальные ценники на антивоенные, и петербургскому реаниматологу Андрею Македонову. Врача задержали на кассе в одном из магазинов «Лента», где он заменял цены на продукты листовками с надписью «Нет войне».

Первое уголовное дело за антивоенные ценники возбудили в Смоленске. Обвиняемым стал 37-летний Владимир Завьялов — 4 апреля он успел заменить 16 ценников в супермаркете «Карусель». На следующий день его задержали.

Дмитрий Герасимов, представляющий интересы Саши Скочиленко в Петербурге, говорил «Коммерсанту», что художница не отрицает факта размещения антивоенных ценников в супермаркете, однако она не считает, что информация на них была ложной.

Герасимов рассказал «Бумаге», что расследование начали из-за того, что в полицию обратилась одна из покупательниц. Скочиленко нашли по камерам, установленным в магазине. Адвокат отметил, что в материалах дела нет информации, о каких именно надписях идет речь.

Против заключения художницы под стражу выступили несколько политиков, личные поручительства подписали депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский и Михаил Амосов, Лев Шлосберг и муниципальный депутат Сергей Трошин.

«[Саша] никогда не была политической активисткой. Не из тех людей, которые выходят на каждую акцию протеста, по каждому поводу [стоят] в пикете, — говорит ее друг Арсений Веснин, — Она живет обычной жизнью, просто реагирует, переживает из-за того, что происходит в стране. Война на всех нас произвела огромное впечатление и, естественно, на Сашу, как на творческого человека, это произвело сильное впечатление. Она пыталась свой ответ всему этому дать через музыку».

Планировалось, что суд изберет Скочиленко меру пресечения вечером 12 апреля, однако заседание перенесли на следующий день. 13 апреля Василеостровский суд Петербурга отправил девушку в СИЗО. Адвокат рассказал, что заседание по ходатайству следователя проходило в закрытом режиме. Судья пробыла в совещательной комнате два часа.

Редактор: Агата Щеглова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке