До встречи в новой и желательной России. Обвинение запросило политику Андрею Пивоварову 5 лет колонии
Елизавета Нестерова
До встречи в новой и желательной России. Обвинение запросило политику Андрею Пивоварову 5 лет колонии

Андрей Пивоваров в Первомайском районном суде Краснодара, 2 июня 2021 го. Фото: AP

Прокуратура запросила бывшему директору «Открытой России» Андрею Пивоварову 5 лет колонии. Его обвиняют в руководстве «нежелательной» организацией из-за публикаций в фейсбуке и проведения гражданского форума. «Медиазона» напоминает, почему политик из Петербурга больше года провел в краснодарском СИЗО и как в вещественных доказательствах по делу оказался сюжет телеканала НТВ, основанный на информации от «анонимного телезрителя».

Во время прений в Ленинском районном суде Краснодара гособвинение запросило 5 лет колонии экс-директору «Открытой России» Андрею Пивоварову. Об этом сообщил телеграм-канал «Команда Пивоварова».

Оппозиционный политик с начала 2000-х активно участвовал в протестных акциях и работал на выборах. За последние несколько лет он неоднократно отбывал административные аресты в спецприемниках, а после выборов в Костроме в 2015 году стал обвиняемым по уголовному делу о неправомерном доступе к базе МВД и был приговорен к штрафу в 1,5 млн рублей.

В 2018 году Пивоваров стал директором «Открытой России», основанной Михаилом Ходорковским, а в мае 2021-го объявил о ее ликвидации. Он объяснил свое решение ужесточением закона о «нежелательных» организациях и защитой сторонников от уголовного преследования. «Открытая Россия» не была признана «нежелательной», однако Генпрокуратура включила в список Open Russia Civic Movement и OR (Otkrytaya Rossia), связанные с Ходорковским.

Через четыре дня после объявления о ликвидации «Открытой России» Пивоварова задержали на борту самолета. 31 мая 2021 года он собирался улететь в отпуск в Варшаву и успел пройти паспортный контроль в аэропорту Пулково. Самолет уже начал движение по взлетной полосе, но его остановили по требованию полицейских. Сотрудники МВД поднялись на борт и задержали политика.

Пивоварова этапировали в Краснодар и отправили в СИЗО, хотя он, по словам коллег, «не имеет никакого отношения к этому городу». Экс-координатор «Открытой России» Татьяна Усманова в разговоре с «Медиазоной» предположила, что его специально увезли из Петербурга, где политик мог находиться под домашним арестом в собственной квартире и где живет большая часть его сторонников.

Изначально основанием для уголовного дела стал репост кубанского независимого депутата на официальной странице Пивоварова в фейсбуке. Сам пост был посвящен сбору средств на избирательную кампанию краснодарской активистки Яны Антоновой. Через две недели после ареста политика адвокат Сергей Бадамшин заявил ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств: из них следовало, что Пивоваров не размещал публикацию, на которую при аресте ссылалось следствие. Репост сделала одна из администраторов страницы Мария Кузнецова. Бадамшин предъявил суду письменные показания самой Кузнецовой, а также нотариально заверенный протокол осмотра «админки» публичной страницы оппозиционера, где отображается автор публикации.

Следствию пришлось дополнить формулировки обвинения, в итоге в основу дела об участии в «нежелательной» организации легли 34 публикации на странице политика. Среди них — посты о необходимости амнистии заключенных в связи с пандемией, о сборе денег на помощь врачам, а также посты «с негативными отзывами» о сотрудниках ФСБ. По словам Татьяны Усмановой, «по ним тоже есть нотариальное заверение, что это не Андрей их постил».

«Доходит до комичного: [следствие утверждает, что я] разместил пост, находясь в Смоленской области. В этот момент я был задержан погранзаставой, двое суток провел под арестом. У меня изъяли все гаджеты, все это запротоколировано. Я, с точки зрения обвинения, размещал посты. Что невозможно и ставит под сомнение компетенцию ФСБ. Или, предположим, когда я был в спецприемнике "Мневники" под арестом, то же самое: у меня изъяты были все гаджеты, а я, по мнению следствия, публиковал посты», — говорил в суде Пивоваров.

В обвинительном заключении также упоминаются организация гражданского форума «Свободные люди» в Нижнем Новгороде и сбор средств на избирательную кампанию Яны Антоновой. По словам Усмановой, в окончательной редакции Пивоварову предъявили обвинения в «руководстве "нежелательной" организацией».

С самого начала Пивоваров объяснял уголовное преследование предстоящими выборами в Госдуму. О своих планах баллотироваться он говорил еще до ареста. Он планировал вести кампанию в Москве и вел переговоры о выдвижении с «Яблоком». В итоге партия выдвинула Пивоварова, но не в Москве, а по региональному списку в Краснодаре. Штаб Пивоварова едва успел собрать в срок все необходимые для выдвижения документы: администрация СИЗО отказалась выдать для ксерокопии его паспорт. В итоге соратникам удалось найти копию документа, и Пивоваров оказался в бюллетене, но список «Яблока» не прошел в Госдуму.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждал, что уголовное преследование оппозиционера не имеет к политике «никакого отношения». Тем не менее правозащитный центр «Мемориал» признал Пивоварова политзаключенным.

Политик в СИЗО уже больше года, его содержат в спецблоке для арестованных по тяжким преступлениям. Все это время администрация изолятора запрещала ему смотреть телевизор в камере, долго отказывалась устанавливать радио и передавать газеты. 5 мая впервые за 11 месяцев ареста ему разрешили сделать по одному звонку родителям и пятилетнему сыну. Свидание с матерью состоялось только после того, как защита обратилась в Верховный суд России.

Ленинский районный суд Краснодара начал рассматривать дело в апреле 2022 года. Чтобы выслушать показания 13 свидетелей и опросить несколько экспертов, понадобилось шесть заседаний. Эти эксперты ранее участвовали в торговле фальшивыми диссертациями, утверждает Андрей Заякин из «Диссернет». В деле Пивоварова эксперты понадобились следствию, чтобы доказать, что «Объединенные демократы» Пивоварова являются проектом британской Open Russia Civic Movement, которую российские власти считают «нежелательной».

Одним из главных свидетелей обвинения стал сотрудник НТВ Роман Игонин. В суде он рассказал, что «анонимный телезритель» прислал в редакцию телеканала переписку Пивоварова с сотрудницей британской «Открытой России». В ней он якобы согласовывал даты проведения форума муниципальных депутатов и его финансирование. Переписка легла в основу сюжета Игонина «Мундеп от округа Колумбия», этот материал был приобщен к делу как вещественное доказательство. При этом на суде сотрудник НТВ признался, что не может с уверенностью утверждать, что процитированные им в сюжете сообщения отправлял именно Пивоваров — подлинность этой переписки он не проверял.

«Если я на почту вам пришлю переписку господина Соловьева и госпожи Симоньян, предположим, о заговоре — покажете ли вы про это сюжет?» — спросил у Игонина Пивоваров, но судья Наталья Исакова сняла этот вопрос.

Другой свидетель — блогер Роман Иноземцев, участвовавший в одном из мероприятий проекта «Объединенные демократы» в декабре 2019 года — сообщил, что проект, по его мнению, помогал избраться «людям определенных взглядов», которые «могли маскировать намерения», но являлись при этом «врагами России».

Большинство свидетелей либо не стали свидетельствовать против Пивоварова в суде, либо выступили в его поддержку. Так, советник уполномоченного по правам человека в Петербурге Наталия Евдокимова сказала суду, что Пивоваров — «будущая звезда и талантливый человек», а цель организации, которой он руководил, была в том, «чтобы Россия была образованной демократической страной». Депутат совета Ейского городского поселения Никита Нестеренко, который познакомился с Андреем Пивоваровым во время избирательной кампании краснодарской активистки Яны Антоновой, сказал, что в выступлениях и материалах «Открытой России» никогда ничего противозаконного не замечал.

Защита предоставила суду документ, доказывающий, что в Великобритании не зарегистрирована организация, с которой обвинение связывает проекты Пивоварова. Также адвокаты приобщили к делу два решения других судов, признавших организацию «Открытый Петербург», которая упоминается в инкриминируемых Пивоварову постах, «иностранным агентом». В решениях указывается, что «Объединенные демократы» — проект именно организации — «иностранного агента», а не признанной «нежелательной» «Открытой России», на чем настаивает следствие.

Отдельно сторона защиты подчеркивала, что на момент возбуждения уголовного дела против Пивоварова «Открытая Россия» уже была ликвидирована. «В этих документах нет оснований меня привлекать даже с точки зрения этого репрессивного закона, — говорил сам Пивоваров на суде. — Фактически эти документы доказывают полную мою невиновность. И причин привлекать меня по этой статье просто не должно быть».

Редактор: Агата Щеглова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке