ФСИН отрицает избиение в СИЗО обвиняемого по «пензенскому делу» Юлия Бояршинова
ФСИН отрицает избиение в СИЗО обвиняемого по «пензенскому делу» Юлия Бояршинова

Во ФСИН отрицают, что применяли силу в отношении обвиняемого по «пензенскому делу» Юлия Бояршинова, пишет «Росбалт» со ссылкой на ответ начальника управления ФСИН по Петербургу и Ленобласти Игоря Потапенко.

«К обвиняемому за период содержания в СИЗО-6 УФСИН физическая сила и специальные средства сотрудниками учреждения не применялись», — пишет Потапенко.

Начальник управления ФСИН также подчеркнул, что в СИЗО обвиняемому обеспечили индивидуальное спальное место, а также проводили ежеднвный телесный осмотр заключенных. «Обвиняемый Бояршинов Ю.Н. за период нахождения в СИЗО №6 УФСИН за медицинской помощью не обращался», — заключили во ФСИН.

О том, что в «пензенском деле» появился новый обвиняемый стало известно в апреле — спустя четыре месяца после задержания первых известных фигурантов дела Игоря Шишкина и Виктора Филинкова.

«ОВД-Инфо» писал, что сперва Бояршинов содержался в СИЗО №1 «Кресты», но после отказа сотрудничать с ФСБ его направили в СИЗО №6 в поселке Горелово, где также находится Филинков. «Новая газета» писала о пытках в этом изоляторе и называла его «одним из самых проблемных пенитенциарных заведений Петербурга».

Бояршинов рассказал адвокату, что его поместили в камеру, рассчитанную на 35 человек, при реальной численности — в сорок. Кроме того, по словам заключенного, его при заселении без объяснения причин избили сокамерники, а также вынудили отказаться от прогулок.

По его словам, в СИЗО №6 Бояршинова продолжили посещать сотрудники ФСБ. «Мы сделали тебе хуже, давай говори, а то условия содержания еще ухудшатся», — передавал их слова заключенный.

Потом Бояршинова перевели в камеру, где находились около 150 человек, при этом спальных мест было всего 116. Обвиняемый также рассказывал, что первое время ему приходилось спать на полу.

Что такое «пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Максим Иванкин и Михаил Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что все арестованные состояли в подпольной организации «Сеть» и намеревались во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно рассказывали Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. О допросе с применением электрошокера говорил и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.

СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы.