Председатель СПЧ: доставление жены судьи Янгулбаева, которую насильно увезли в Чечню, проходило «в соответствии с нормами УПК»
Советник президента и председатель совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев сказал, что доставление в Чечню жены бывшего чеченского судьи Заремы Мусаевой проходило «в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса». Комментарий Фадеева опубликовал на сайте СПЧ.
«На данный момент с юридической точки зрения ситуация в целом понятна, супруга С.В.Янгулбаева Зарема Мусаева была доставлена в Грозный в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса», — отметил председатель СПЧ.
Чеченские силовики задержали Мусаеву 20 января в Нижнем Новгороде и повезли в Грозный для допроса по делу о мошенничестве, по которому она проходит свидетельницей.
«[Полицейские] ворвались, избили Зарему [Мусаеву], ударили по лицу адвоката, загнали нас вместе с нашими коллегами в дальнюю комнату, обложили грубой нецензурной бранью, ударили также и Сайди Янгулбаева и увезли Зарему [Мусаеву]», — описывал происходившее юрист «Комитета против пыток» Сергей Бабинец. Кроме того, как сообщали правозащитники, у жены Янгулбаева диабет, при этом полицейские не взяли с собой инсулин и теплую одежду.
По словам главы Чечни Рамзана Кадырова, когда Мусаеву доставили в Грозный, она напала на полицейского и «чуть не лишила его глаза», из-за этого на нее составили протокол о мелком хулиганстве и арестовали на 15 суток. «В настоящее время она находится в спецприемнике МВД по Чеченской Республике, где в соответствии с законом ее могут навестить прокурор, адвокат и члены общественной наблюдательной комиссии Чеченской Республики», — добавил Фадеев. «Комитет против пыток» отмечал, что сотрудники спецприемника не пускают к Мусаевой адвокатов.
Кадыров также обвинял семью Янгулбаева в терроризме и говорил: «Эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей». Старший сын Янгулбаева Ибрагим рассказывал, что их семья уехала из Чечни после того, как его вместе с братом и отцом похитили и пытали в резиденции Кадырова из-за критических постов в соцсетях. Через несколько дней после визита силовиков в Нижний Новгород муж Мусаевой и ее дочь покинули Россию.