Присяжные признали шестерых соратников Тесака виновными в убийстве четырех мигрантов в 2003 году
Новость
10 июля 2023, 19:58

Присяжные признали шестерых соратников Тесака виновными в убийстве четырех мигрантов в 2003 году

Коллегия присяжных в Сергиево-Посадском городском суде Московской области признала виновными шестерых соратников Максима Марцинкевича (Тесака) в нескольких убийствах мигрантов, совершенных в середине двухтысячных. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.

На скамье подсудимых шесть человек: Семен Токмаков, Андрей Кайль, Алексей Гудилин, Александр Лысенков, Максим Хотулев и Павел Хрулев.

Всех шестерых присяжные признали виновными. Токмаков и Кайль проходили по двум эпизодам убийств, остальные — только по одному. Присяжные решили, что Лысенков и Хотулев заслуживают снисхождения; остальные признаны виновными без снисхождения.

Обвинение также было предъявлено Максиму Марцинкевичу, однако осенью 2020 года его нашли мертвым в челябинском СИЗО-3 — как раз во время этапирования для новых допросов по этим и другим убийствам. Изначально Тесака собирались судить посмертно вместе с другими обвиняемыми, но потом дело сначала выделили в отдельное производство, а затем по просьбе отца прекратили в связи с гибелью обвиняемого.

В напутственной речи для коллегии присяжных, рассказывая об обстоятельствах убийств, судья Лилия Баранова ссылалась на Марцинкевича как на «лицо, в отношении которого дело прекращено по иным причинам».

В деле шестерых обвиняемых два эпизода двойных убийств, совершенных в 2003 году — по версии следствия, националисты действовали в составе группы лиц, с особой жестокостью и по мотивам национальной ненависти (пункты «а», «д», «ж», «л» части 2 статьи 105 УК).

Обвинение настаивает, что в конце девяностых Семен Токмаков основал сначала организацию «Русская цель», а затем Национальную народную партию (ННП) — к которой спустя несколько лет присоединился молодой наци-скинхед Максим Марцинкевич. В основе объединения лежали «идеи расового и славянского превосходства», говорила присяжным судья Баранова.

Когда спустя несколько лет в организации начали назревать конфликты, и отношения между активными членами начали портиться, Тесак предложил совершить убийства «лиц неславянского происхождения». Их целью было, во-первых, сплотить отношения внутри организации и «урегулировать конфликты»: Марцинкевич считал, что они разрешатся, если члены ННП будут «повязаны кровью». Другой задачей убийств, говорила судья, был протест против миграции.

В сентябре 2003 года, как считает обвинение, Марцинкевич, Токмаков, Кайль и другие «под предлогом строительных работ» заманили двоих мигрантов на дачу в Смоленской области, принадлежавшую семье Марцинкевича. Имена убитых в своей речи судья не упоминала. На даче члены организации заставили рабочих принять снотворное, затем одного из них убили ударом топора, а второго — задушили. Скелетированные останки, по версии следствия, принадлежавшие двоим гастарбайтерам, были впоследствии обнаружены на участке семьи Тесака в Смоленской области.

Следующее двойное убийство было совершено в декабре того же 2003 года на территории заброшенной турбазы в Сергиево-Посадском районе, считает следствие. Там националисты застрелили одного мигранта и задушили другого (их имен судья также не назвала). Убийства они запечатлели на видео и выложили в интернет, а отрезанные головы подбросили в людное место на востоке Москвы (головы нашли на разных улицах в московском районе Гольяново). Одна из голов была упакована в синий пакет с надписью «С новым годом!» — ее нашли женщина-дворник и водитель мусоровоза. После этого члены банды разослали в СМИ и посольства государств Центальной Азии обращения с требованием закрыть границы.

В основе обвинения — показания самого Марцинкевича, которые он дал незадолго до смерти. Бывшие соратники считают, что он оговорил себя и их под пытками. Все шестеро обвиняемых на следствии тоже дали признательные показания, но во время судебного процесса отказались от них. В итоге ни один из них в суде не признал вину.

Судья Баранова поставила перед коллегией вопросы о том, насколько доказана причастность каждого из обвиняемых к убийствам.

Накануне заседания, в выходные, одна из присяжных получила анонимные сообщения с требованиями прекратить участие в коллегии, рассказала судья. Это могло повлиять на объективность заседательницы, решила судья и приняла решение отстранить ее от участия в коллегии, заменив запасным присяжным. Ранее из коллегии выбыли еще двое заседателей: суд счел, что они нарушили тайну совещательной комнаты, обсуждая дело на крыльце в присутствии посторонних.

Максима Марцинкевича обвиняли и в третьем двойном убийстве: в 2007 году, по версии обвинения, Тесак и другие его соратники — Сергей Маршаков, Сергей Коротких и Максим Аристархов — убили уроженца Дагестана Шамиля Одоманова и еще одного человека в парке «Лосиный остров» в Мытищах. После этого они опубликовали видео «Казнь таджика и дага» в интернете. В июле 2022 года суд в Мытищах приговорил Маршакова и Аристархова к 17 и 16 годам строгого режима по этому делу.

Осужденного на десять лет по делу ультраправого движения «Реструкт» Марцинкевича нашли мертвым в СИЗО в сентябре 2020 года во время этапирования из Красноярска в Москву. По версии силовиков, неонацист совершил самоубийство.

В СК утверждали, что перед смертью Тесак признался в причастности к двум двойным убийствам и рассказал о месте захоронения трупов. Это, по мнению следователей, стало «очень серьезным мотивом для лишения себя жизни». Тесак отказался от этих показаний в третьей из обнаруженных предсмертных записок. Следственный комитет отказался возбуждать дело о смерти неонациста в челябинском СИЗО.