Илья Яшин. Фото: Александра Астахова / Медиазона
Оппозиционер Илья Яшин не вышел на свободу после 15 суток в спецприемнике — его задержали по делу о «фейках» про армию. Поводом для преследования стал стрим, в котором Яшин рассказывал об убийствах в Буче. Вероятно, завтра московский суд отправит его под арест. «Медиазона» коротко напоминает об одном из последних политиков, кто не уехал из России, оставался на свободе и при этом не боялся громко высказываться против войны.
Поводом для уголовного преследования стал стрим в ютубе, где Яшин говорил об убийствах в Буче. Скорее всего, речь идет об эфире 7 апреля, когда политик рассказывал слушателям о недавно вскрывшихся фактах убийства мирных жителей под Киевом: «Нам показали жуткую картину городских улиц: на дороге лежали трупы мирных жителей, были обнаружены братские могилы, куда сбрасывали гражданских и наспех присыпали их песком. Все это абсолютно апокалиптическая картина, знаете, как в фильмах ужасов. Мертвые тела с открытыми глазами, с завязанными за спиной руками. В подвалах было обнаружено много убитых гражданских, и у многих действительно были руки связаны за спиной, а в затылках обнаружены пулевые ранения. То есть можно предположить, что этих людей задерживали, связывали, судя по всему, кого-то пытали и после этого убивали выстрелами в затылок, ну, то есть это выглядело как расправа».
В эфире приводился отрывок из сюжета «Би-би-си» о трагедии в Буче, потом Яшин разбирал аргументы российской пропаганды, пытавшейся доказать, что военные из России не убивали мирных жителей, а документальные свидетельства расправы — постановка и провокация.
В завершение Яшин предупредил, что россиянам, которые публикуют свидетельства военных преступлений в соцсетях, силовики «прямо угрожают уголовными делами». Политик прогнозировал, что они «на самом деле от угроз перейдут к делу. Думаю, что в ближайшее время мы узнаем про аресты людей, которые высказывались про трагедию в Киевской области. Думаю, многих людей попытаются обвинить в распространении фейков, дискредитации армии».
Сегодня подошли к концу 15 суток ареста, назначенных Илье Яшину за неповиновение полицейским: оппозиционер якобы обругал их в парке. Это полностью надуманное обвинение, говорила в суде журналистка Ирина Баблоян. Она была вместе с Яшиным в московском парке, когда к политику подошли полицейские и предложили ему пройти с ними. Суд отправил Яшина в спецприемник накануне 29 июня — в этот день ему исполнилось 39 лет.
Уже тогда Яшин назвал задержание попыткой давления перед началом муниципальной избирательной кампании: «Я не сумасшедший, чтобы провоцировать драку с сотрудниками полиции… Дураков нет, все прекрасно понимают, за что посреди ночи в России задерживают оппозиционных политиков».
Илья Яшин — один из самых известных оппозиционеров, который оставался в России и до сегодняшнего дня не был под уголовным преследованием. Политическую карьеру он начал еще в середине нулевых — сначала в молодежном отделении партии «Яблоко» и движении «Оборона», которое пугало власти призраком «оранжевой революции» и киевского Майдана. Яшина в то время постоянно преследовали активисты прокремлевского движения «Наши».
В 2008-м вместе с Борисом Немцовым и другими политиками Яшин стал основателем движения «Солидарность». В декабре 2011 года организованный «Солидарностью» на Чистых прудах митинг против фальсификации выборов в Госдуму положил начало самым массовым протестам в России XXI века.
После убийства Бориса Немцова Яшин регулярно критиковал главу Чечни Рамзана Кадырова. С Кадыровым могут быть связаны киллеры, которые застрелили политика в феврале 2015 года. Яшин не сомневался, что приказ им дал именно Кадыров. Зимой этого года он записал видеообращение к Кадырову, в котором говорил о причастности главы Чечни к преступлениям по всей России.
«Вот смотри, Рамзан. Я родился и вырос в Москве. Это моя страна, я здесь живу и никуда не собираюсь уезжать. Я открыто говорю, что не боюсь тебя и испытываю к тебе презрение. За то, что твои бандиты убили моего друга Бориса Немцова. За то, что ты пытаешься вернуть мою страну в средневековье. За то, что ты купаешься в деньгах и роскоши за счет остальной России. Я понимаю, что сейчас на твоей стороне сила. Но на моей стороне правда, и она всегда побеждает. И каким бы смешным тебе это ни казалось, я буду бороться с тобой законными методами. Потому что я — цивилизованный человек», — сказал Яшин и объявил сбор подписей под петицией за отставку Кадырова.
Яшин — депутат муниципального округа Красносельский в Москве. В 2017 году оппозиционеры в Москве решили сосредоточиться на муниципальных выборах и в итоге сумели сильно потеснить провластных кандидатов. Яшин и его соратники получили большинство в Красносельском районе столицы. Главой муниципального собрания стал Яшин, он пробыл на этой должности до лета 2021-го, а свое решение об уходе объяснил «усилившимся давлением на муниципалитет» и «бесконечными проверками» прокуратуры, направленными на то, чтобы «парализовать работу и разрушить то, что мы построили за эти четыре года».
В 2019 году Яшина вместе с другими независимыми политиками сняли с выборов в Мосгордуму — с этого начались массовые уличные протесты в Москве, которые были жестоко подавлены полицией. Проходившие почти каждые выходные в июле — августе 2019-го демонстрации обернулись сотнями задержанных, десятками избитых и примерно 20 уголовными делами.
Когда в 2021 году Яшин попытался принять участие в довыборах в Мосгордуму, ему не позволили даже зарегистрироваться в качестве кандидата под предлогом «причастности к деятельности экстремистской организации», видимо, из-за близости с Алексеем Навальным (они общаются и сотрудничают еще с нулевых), созданный которым Фонд борьбы с коррупцией тогда объявили «экстремистской организацией».
Яшин резко выступил против вторжения России в Украину, но отказывался уезжать из страны. Он постоянно обращался к этой теме в своих соцсетях и ютуб-канале и не боялся называть «специальную операцию» войной. «Каким бы словом Путин и его окружение ни прикрывали эти события, как фиговым листочком, стыдливо, ни называли бы это спецоперацией или еще какие-то синонимы… денацификация, демилитаризация… Это война, с первых моментов было понятно, что это война. Четыре месяца мы с вами наблюдаем этот ужас, четыре месяца взрываются здания, миллионы людей бегут из своих домов в надежде спасти жизни. Море крови, море слез — и, к сожалению, конца и края этой войны не видно», — говорил он в одном из последних стримов перед арестом.
В конце апреля по делу о «фейках» про армию суд арестовал муниципального депутата Алексея Горинова — коллегу Яшина по Красносельскому округу. Поводом для обвинения стала реплика Горинова во время обсуждения районного конкурса детских рисунков. «Я считаю, что все усилия гражданского общества должны быть направлены только на то, чтобы остановить войну и вывести войска России с территории Украины», — говорил тогда Горинов. Самого Яшина по этому делу допрашивали в качестве свидетеля.
За это суд приговорил Горинова к 7 годам лишения свободы.
В мае на Яшина составили четыре административных протокола по статье о «дискредитации армии» за его публикации в соцсетях. Политик тогда отмечал, что протоколы составили за фото американских хиппи с плакатом против войны во Вьетнаме, высказывание академика Сахарова против вторжения в Афганистан и слова из песни Александра Галича: «Граждане, отечество в опасности! Наши танки на чужой земле!». Суд признал его виновным.
Ни суд над коллегой Гориновым, ни арест по подобному делу Владимира Кара-Мурзы — тоже давнего соратника Яшина — не вынудили политика уехать из России. «Честно говоря, смешно обсуждать, кто первый, кто второй, — рассуждал Яшин, отвечая на вопрос, кто сейчас политик № 1 в России. — Один в могиле, другой сидит, остальные уехали. А те, кто остались — ну, давайте мы будем считать, кто из нас первый, кто второй, кто третий. Это конкуренция за что? Это очередь куда, простите? В автозак? В Следственный комитет? У группы "Кирпичи" есть в песне строчка: "Я не лезу в чемпионы, я как любил макароны, так и буду любить макароны"».
«Позиция моя простая. Бегать и прятаться ни от кого не буду, от слов своих не откажусь, — говорил Илья Яшин уже после того, как на него составили четыре протокола о "дискредитации". — Я выступаю против войны, потому что патриот России. А дискредитируют армию, с моей точки зрения, те, кто развязал эту преступную бойню».