На заседании Комитета ООН против пыток российская делегация проигнорировала вопрос о «пензенском деле»
На заседании Комитета ООН против пыток российская делегация проигнорировала вопрос о «пензенском деле»

Российская делегация во время заседания Комитета ООН против пыток проигнориовала вопрос спецдокладчика Клода Хеллера о сообщениях о пытках обвиняемых и свидетеля по «пензенскому делу», передает корреспондент «Медиазоны».

Хеллер попросил прокомментировать информацию о возможных пытках фигурантов этого дела, а также братьев Азимовых, обвиняемых в подготовке теракта в петербургском метро.

Начальник главного управления по надзору за следствием Генпрокуратуры России Валерий Максименко ответил на вопрос об Азимовых, подробно рассказав, в чем их обвиняют, и добавив, что сведения о пытках не нашли подтверждения. О фигурантах «пензенского дела» он ничего не сказал.

После заседания Максименко не стал отвечать корреспонденту «Медиазоны», почему делегация не ответила на вопрос о возможных пытках обвиняемых по «пензенскому делу» и знает ли он вообще о таких жалобах.

Что такое «пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Максим Иванкин и Михаил Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что все арестованные состояли в подпольной организации «Сеть» и намеревались во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно рассказывали Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. О допросе с применением электрошокера говорил и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.

СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы.