В Петербурге задержали пикетчика с плакатом «Защитим детей от фсбэшных чертей»
В Петербурге задержали пикетчика с плакатом «Защитим детей от фсбэшных чертей»

В Петербурге полиция задержала участника одиночного пикета в поддержку обвиняемых по «пензенскому делу» и делу «Нового величия», говорится в телеграм-канале «Бессрочка | СПБ».

Задержанного зовут Дмитрий Скурихин. На видео из телеграм-канала видно, что Скурихин кричал свой лозунг, когда садился в полицейскую машину.

Фото: «Бессрочка | СПБ»

«Тайга.инфо» пишет, что похожие пикеты прошли в Новосибирске. В акции приняла участие мать одного из обвиняемых по «пензенскому делу» Армана Сагынбаева Елена Стригина, которая живет в Новосибирске.

Ранее власти Москвы и Петербурга отказали организаторам в проведении митингов и шествий, поэтому они решили устроить сходы без лозунгов и плакатов.

Что такое «пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Максим Иванкин и Михаил Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что все арестованные состояли в подпольной организации «Сеть» и намеревались во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно рассказывали Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский а в сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера говорил и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.

Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.

СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.

Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы.

Дело «Нового величия»

Движение «Новое величие» выросло из телеграм-чата, который активисты создали после несостоявшейся «революции» 5 ноября 2017 года, объявленной националистом Вячеславом Мальцевым. Участники чата обсуждали политические новости, а затем стали встречаться в кафе. В декабре 2017-го они провели серию учредительных собраний в арендованном Русланом Д. помещении в бизнес-центре на станции метро «Братиславская», а потом продолжили регулярно встречаться там по воскресеньям, обсуждали готовящиеся другими организациями акции и планировали свои собственные.

Рассказы обвиняемых о роли каждого из них расходятся, но все они называют лидером «Нового величия» Костыленкова. На собраниях участники движения решили создать несколько подразделений и распределить между собой направления работы: так, Максим Рощин возглавил информационный отдел (Костыленков назначил туда Анну Павликову), а Сергей Гаврилов работал в финансовом. Петр Карамзин руководил юридическим отделом, а Дубовик вошла в агентурно-вербовочный.

Несколько раз Костыленков устраивал выезды в Хотьково, чтобы научить активистов смешивать «коктейли Молотова», а затем — стрелять из ружья. Первый такой выезд прошел в декабре — тогда на территории заброшенной больницы активисты учились делать зажигательную смесь и бросать бутылки в цель. Многие обвиняемые говорили, что решили не ехать в Хотьково; среди тех, кто поехал, были Вячеслав Крюков, Анна Павликова, Максим Рощин и Дмитрий Полетаев. Павликова и Полетаев на допросах говорили, что поехали в Хотьково из интереса. Рустам Рустамов, земляк и знакомый Костыленкова, оказался среди обвиняемых именно из-за того, что присутствовал при этих выездах. В феврале Костыленков дважды приезжал в Хотьково с соратниками, чтобы пострелять из карабина — но из всех активистов движения только в одной такой тренировке решились участвовать лишь Павликова и Рощин. Затем Павликова и Сергей Гаврилов поехали на еще одну тренировку — вероятно, последнюю — по обращению с зажигательной смесью, следует из материалов.

Сами обвиняемые в ходе следствия рассказывали, что обсуждали политику, расклеивали листовки и участвовали в акциях протеста — в основном, согласованных. На первых допросах все задержанные, кроме Костыленкова, говорили, что не ставили целью свержение власти, да и не верили, что такое возможно.

Все фигуранты дела «Нового величия» были задержаны за несколько дней до президентских выборов — 15 марта.