После освобождения из колонии хакер из «Шалтай-Болтая» рассказал о сотрудничестве с ФСБ
После освобождения из колонии хакер из «Шалтай-Болтая» рассказал о сотрудничестве с ФСБ
10 января 2019, 1:07

Освободившийся из колонии условно-досрочно участник группировки «Анонимный интернационал» (она также известна по названию блога «Шалтай-Болтай») Константин Тепляков рассказал, что хакеры работали под руководством сотрудников ФСБ, сообщает РБК.

«Связь с сотрудниками ФСБ держал [лидер группы хакеров Владимир] Аникеев. Он регулярно ездил на консультации, на какие-то утверждения в Москву или Питер», — говорит Тепляков.

Прощание с «Шалтаем». Что мы узнали благодаря «Анонимному интернационалу»

При этом он утверждает, что Аникеев не сообщал, с кем он сотрудничает. «Аникеев брал на себя риски, связанные с общением с внешним миром, представителями власти и спецслужб, это была часть его работы. С августа 2015 года он плотно сотрудничал с ФСБ. Доказательства этому были, он привозил инструкции по работе, требования какое-то дело запустить, какое-то — прекратить. Это были словесные рекомендации», — говорит участник группировки. Он добавил, что до августа 2015 года понимал, что кто-то «дает указания и определяет направление» работы хакеров, но не был уверен, что это ФСБ.

Как предполагает осужденный, Аникеев мог общаться с офицерами Центра информационной безопасности ФСБ, которые в конце 2016 года были арестованы по делу о госизмене. Хакеров задержали примерно в то же время. Более того, «Росбалт» писал, что Аникеев дал показания против сотрудника ЦИБ Сергея Михайлова, которого затем обвинили в госизмене (статья 275 УК). Однако источники «Дождя» и The Bell утверждали, что сотрудников ФСБ обвиняют в передаче американским спецслужбам информации о хакерах. По данным второго издания, это были сведения о причастных к взлому серверов Демократической партии США.

Тепляков считает, что дело «Шалтай-Болтая» стало последствием некоего конфликта в ФСБ. «Просто одни отделы закрывали на нас глаза, а другие по нам работали, вот и всe. Это просто несогласованность», — заключил он.

Также Тепляков рассказал о своей работе в «Анонимном интернационале»: «В группе моя роль заключалась в том, что я создавал программное обеспечение и занимался анализом массивов. По сути, кроме меня и [еще одного члена группы Александра] Филинова, ИТ-знаниями в группе никто не обладал. Остальные были журналисты, пиарщики и прочие "продавцы"». Он также уверяет, что опубликованные хакерами переписки не фальсифицировали.

Ранее сам Аникеев в интервью РБК отрицал связи группы с ФСБ. «Тепляков имеет косвенное отношение к группе, он выполнял случайные поручения, которые потом стали эпизодами дела. Он о группе знает чуть больше обычного обывателя. В Питер я мотался по своим личным делам, так как жил в этом городе», — цитирует его издание.

На следствии и в суде Аникеев полностью признал вину, Тепляков — частично. Их дела по части 3 статьи 272 УК (неправомерный доступ к компьютерной информации) рассматривали в закрытом режиме. Аникеев получил два года колонии и после пересчета срока по закону «день за полтора» вышел на свободу летом 2018 года. Тепляков был приговорен к трем годам колонии, а 9 января вступило в силу решение о его условно-досрочном освобождении из колонии — в заключении ему оставалось провести чуть больше пяти месяцев.

«Шалтай-Болтай» получил известность после публикации переписок высокопоставленных чиновников, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, его пресс-секретаря Натальи Тимаковой и бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича.