жалоб на пытки и нарушения прав заключенных в нижегородской ИК-14 поступило правозащитникам за четыре года
Источник: Комитет против пытокЗа четыре года юристы из «Комитета против пыток» получили от заключенных ИК-14 в Нижегородской области более 300 жалоб. За это время в колонии погибли как минимум восемь человек, несколько заключенных сейчас добиваются возбуждения дел о пытках. При этом проверки по заявлениям проводятся формально, а следствие неэффективно, настаивают правозащитники.
С 2011 по 2015 год правозащитникам поступило 339 жалоб на пытки и нарушения прав заключенных в исправительной колонии № 14 в поселке Сухобезводное Нижегородской области, сообщает «Комитет против пыток».
За это время организация получила 184 обращения, авторы которых пишут о пытках, вымогательстве, сексуальном насилии и психологическом давлении. «Жалобы поступали на осужденных, приближенных к администрации колонии, которая фактически наделила их властными полномочиями. Эти осужденные могли самостоятельно наказывать заключенных, свободно перемещаться по территории учреждения», — уточняют в КПП.
Еще 155 заявлений касались нарушений трудовых, медицинских и других прав заключенных.
В ходе общественного расследования правозащитники из КПП узнали о восьми осужденных и подследственных, которые погибли в ИК-14 в 2012–2015 годах. Согласно официальной версии, причиной смерти во всех этих случаях были падения с лестницы, сердечная недостаточность или суициды.
Обратившиеся в «Комитет против пыток» утверждают, что администрация колонии скрывала многочисленные травмы и даже гибель заключенных. «Дело доходило до ретуширования посмертных фотографий», — отмечают в организации.
В пятницу КПП сообщил, что юрист организации Сергей Шунин на личном приеме рассказал заместителю главы областного управления Следственного комитета Павлу Олейнику о неэффективном расследовании по заявлениям осужденных, пострадавших в ИК-14. В разговоре с чиновником Шунин настаивал, что следователи либо вовсе не проводят проверки и следственные действия, либо делают это формально и нерегулярно — после очередных жалоб юристов КПП.
На сегодняшний день сотрудники КПП представляют интересы потерпевших по двум уголовным делам о смерти осужденных. Расследования этих смертей приостановлены «в связи с невозможностью установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Кроме того, правозащитники оказывают юридическую помощь нескольким заключенным, рассказавшим об избиениях и пытках — по их заявлению идет доследственная проверка.
В пытках и нарушении своих прав заключенные обвиняют Василия Волошина — летом 2015 года после проверки в колонии его отстранили от должности начальника ИК-14. В июле 2015-го на него завели дело, а в октябре Волошина объявили в федеральный розыск по делу об имущественных преступлениях — незаконной рубке леса и хищении имущества колонии, в том числе хлебницы. Сейчас он объявлен в международный розыск. По данным правозащитников, Волошин может скрываться на территории Украины.
В августе 2015 года заключенные ИК-14 массово вручили членам общественной наблюдательной комиссии письменные обращения с рассказами о пытках, насилии и различных нарушениях их прав. Члены ОНК посетили колонию, когда осужденные стали протестовать против избиений и вымогательств — они отказались покидать плац после построения. Заключенные потребовали встречи с прокурором — администрация выполнила это требование. В одном из отрядов наблюдатели обнаружили вбитый в потолок крюк — на нем, по словам осужденных, подвешивали верх ногами и избивали неугодных.
«Медиазона» подробно писала о гибели двух заключенных ИК-14 в 2014 году, пытках и избиениях, произволе осужденных, которые сотрудничают с тюремщиками, а также приводила беседу с одним из «активистов». Следственный комитет и руководство управления ФСИН по Нижегородской области долгое время не реагировали на сообщения о ситуации в Сухобезводном. Заключенный, решившийся рассказать об особо жестоких пытках, во время доследственной проверки по его заявлению оставался на территории колонии и в итоге отказался от своих показаний.
Источник: «Комитет против пыток».
Суд вернул в прокуратуру один из эпизодов дела, Дарья Козырева остается в СИЗО