Алексей Навальный был задержан в воскресенье около двух часов дня. Сторонники политика попытались отбить его у полиции, окружив автозак, и даже преградили путь полицейскому автобусу, передвинув на проезжую часть припаркованную у тротуара машину, но Навальный в твиттере попросил не тратить время, пытаясь его освободить, а продолжать митинг на Тверской. Долгое время местонахождение задержанного оппозиционера оставалось неизвестным, наконец, около семи вечера его пресс-секретарь Кира Ярмыш сообщила, что Навального оставляют в ОВД «Коньково», а силовики намерены «оформить административный арест».
В воскресенье, 26 марта, по всей России прошли митинги против коррупции в высших эшелонах власти. Лозунгом кампании протеста стала фраза «Димон ответит» — по названию документального фильма «Он вам не Димон», в котором Алексей Навальный обнародовал данные о недвижимости, яхтах и виноградниках премьер-министра. По подсчетам проекта «ОВД-Инфо», только в Москве в воскресенье были задержаны как минимум 1 030 человек.
Административный материал, к рассмотрению которого никак не может приступить Тверской суд — не первый в биографии Алексея Навального: московские судьи уже неоднократно отправляли его под административный арест.
6 декабря 2011 года Навального арестовала на 15 суток судья мирового судебного участка Тверского района Москвы Ольга Боровкова, признав его виновным в неподчинении полиции (статья 19.3 КоАП) и участии в несанкционированном властями шествии (статья 20.2) после согласованного митинга 5 декабря. Вместе с Навальным тогда был арестован сопредседатель движения «Солидарность» Илья Яшин. В 2014 году Европейский суд признал решение судьи Боровковой незаконным и несоразмерным, обязав российские власти выплатить Навальному и Яшину по 26 тысяч евро в качестве компенсации.
После митинга и шествия 5 декабря последовала череда протестных акций «За честные выборы», в организации которых Алексей Навальный играл заметную роль. После столкновений с полицией 6 мая 2012 года, которые власти квалифицировали как массовые беспорядки, Навальный и другие активисты продолжили «прогулки» и «народные гуляния». 8 мая политика задержали на Кудринской площади, а 9 мая 2012 года мировая судья судебного участка Пресненского района Ирина Зубова отправила Навального под арест на 15 суток.
25 февраля 2014 года судья Тверского районного суда, фигурант списка Магнитского Алексей Криворучко дал Навальному семь суток административного ареста по статье 19.3 КоАП. «Накануне оппозиционер дважды был задержан в течение дня: сначала у здания Замоскворецкого суда, где читался приговор фигурантам "болотного дела", а вечером — у станции метро "Охотный ряд" в ходе несанкционированной акции в поддержку "узников Болотной"», — писал «Коммерсант».
20 февраля 2015 года судья Зубова снова дала Навальному 15 суток ареста за незаконную агитацию в метро: политик призывал приходить на несанкционированный властями антикризисный марш «Весна», назначенный на 1 марта. В итоге Навальный оказался под арестом, а другой организатор марша, Борис Немцов, был убит 27 февраля в центре Москвы. 1 марта 2015 года вместо протестной акции москвичи вышли на марш памяти погибшего политика.
Орехова:
— Ходатайства имеются?
— У меня заявление, — говорит Навальный.
— Подожди! — обрывает его адвокат Ольга Михайлова.
Защитник просит вести протокол заседания, судья спрашивает, есть ли еще ходатайства, и говорит, что не будет принимать решения по ходатайствам, пока защита не заявит их все.
Навальный удивляется: «Я часто участвую в судебных заседаниях, но такое вижу впервые». Он просит разрешить видеосъемку
Михайлова просит приобщить переписку с мэрией Москвы по поводу согласования митинга и вызвать в суд полицейских, которые составляли протокол об административном правонарушении.
— Следующее ходатайство зависит от того, разрешите ли вы вызвать в суд свидетелей, — говорит судье адвокат.
— Заявляйте ваши ходатайства!
Навальный просит допросить премьера Дмитрия Медведева. Это он организатор шествия, говорит политик, его коррупция стала поводом для митинга в Москве и других городах России.
Михайлова: в протокол о задержании задним числом внесены изменения — вместо статьи 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации) вписали статью 20.2.2 (организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания граждан в общественных местах). Полицейские осознавали, что задержали Навального незаконно, поэтому и подделали протокол, утверждает защита.
У дверей зала стоят пять сотрудников полиции.
Также полицейские подменили рапорты о задержании Навального — первоначально они были рукописными, а в материалах фигурируют уже напечатанные, продолжает адвокат.
Кроме того, в исправленной версии протокола говорится, что Навальный организовал массовое передвижение граждан и тем нарушил закон, объясняет Михайлова. Таким образом, задержанного сознательно подводили под статью 20.2.2 КоАП.
Часть 1 статьи 20.2 КоАП не предусматривает административного ареста, часть 1 статьи 20.2.2 — арест до 15 суток.
Адвокат Михайлова просит истребовать видеозаписи из ОВД «Коньково», чтобы можно было посмотреть, что происходило с протоколом, и оригинал документа, которого не оказалось в административных материалах.
В оригинальном протоколе говорилось, что Навальный — организатор публичного мероприятия, настаивает защита. Но статья 20.2.2 говорит об «организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах».
Судья приобщает документы, представленные защитой, для разрешения остальных ходатайств удаляется в совещательную комнату.
— Она всегда такая нервная? — спрашивает Навальный у пристава.
Тот молчит.
Навальный:
— Мы выпустили расследование, его посмотрели 14 млн человек, миллионы людей недовольны и хотят ответов на свои вопросы. Власть молчит. Мы сделали то, на что имеем право по закону — мирное шествие.
Политик рассказывает, что московская мэрия не ответила на его заявку, поэтому мероприятие по умолчанию должно было считаться согласованным. Люди вышли на улицы, это их право.
Орехова:
— Вы признаетесь, что организовали [акцию]?
— Я подавал уведомление на акцию, и она прошла! Какое законодательство я нарушил? Правительство Москвы по истечении трех дней с подачи заявки не ответило. Я действовал так, как написано в законе о порядке проведения массовых акций. В течение трех дней никаких альтернативных площадок не предлагали, а только уведомили, что невозможно провести шествие на Тверской.
Михайлова говорит о незаконности применения статьи 20.2.2 КоАП к Навальному
— У полицейских был выбор — применить статью, предусматривающую штраф (часть 1 статьи 20.2 КоАП — МЗ), или статью 20.2.2, которая предусматривает арест, — аргументирует адвокат. — Правительство Москвы нарушило закон, не согласовав акцию на Тверской, и из-за этого тысяча людей оказались вчера в ОВД.
Адвокат говорит эмоционально, постепенно распаляясь. Она апеллирует к закону «О митингах» и разбирает понятие публичного мероприятия.
Орехова перечисляет материалы: рапорты полицейских, письменное объяснение Навального, «распечатка с интернет-сайта», документы от правительства Москвы, акт осмотра «интернет-ресурсов» (видеоролики на YouTube и на сайте политика). Затем судья удаляется на решение.
Навальный говорит, что поставил рекорд: это самое короткое судебное заседание на его памяти.
В перерыве Навальный общается с соратниками и журналистами.
— Рассказать вам всем прикол? Официальная причина задержания сотрудников ФБК — сопротивление эвакуации при пожаре! — говорит политик.
— Уже переписывают протоколы, что это был взрыв, — поправляет его Кира Ярмыш.
Тележурналистов с камерами до сих пор не пустили в здание суда.
Навальный говорит, что «в Москве хотя бы слово сказать дают на суде, а в Краснодаре просто так 15 суток дали задержанным».
Навальный:
— Я хочу отдельно сказать спасибо студентам и школьникам. которые вчера вышли на улицу, я рад и счастлив, что в стране выросло поколение, которое не будет терпеть такое отношение власти и хочет ощущать себя гражданами. Это стало новостью для многих вчера, в том числе и для меня.
— Вас сравнивают с молодым Ельциным, как вы к этому относитесь? — спрашивают репортеры Навального.
— Это глупый вопрос, мне надоело на него отвечать, — говорит он и сам задает вопрос съемочной группе.
— Телеканал «Россия», вы почему вчера ничего не показали?!
— Наше дело маленькое!
Судья Орехова зачитывает: признать Навального виновным по статье 20.2.2 КоАП, назначить ему штраф в размере 20 тысяч рублей.
Следом суд будет рассматривать второй административный материал в отношении политика — по статье 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции); для всех в зале это становится неожиданностью.
Заседание продолжается.
— Встаньте, Навальный, еще раз устанавливаем вашу личность, — говорит судья Орехова.
Михайлова просит дать защите время для ознакомления с материалом и отложить заседание на завтра.
— Материал по 19.3 КоАП мне не предоставлялся, я его в глаза не видела, — говорит защитник.
Судья Орехова вернулась в зал.
Адвокат Михайлова представляет письменное ходатайство: она рассказывает, что ей не хватит пяти минут на сбор доказательств, согласование позиций и подготовку запросов, и снова просит отложить заседание на завтра. Орехова:
— Еще раз. Когда вы узнали о задержании Навального?
— По статье 20.2 вчера. Про 19.3 речи не шло, — отвечает защитник.
Навальный подтверждает слова Михайловой: рассказывает, что когда его доставили в ОВД, речь шла о материале по статье 20.2, а о втором ему стало известно только перед выездом в суд; оппозиционер отказался его подписать.
— Какая разница, когда вы меня посадите на 15 суток — сегодня или завтра, — замечает Навальный.
Судья отказывает защите в переносе заседания, Михайлова заявляет ей отвод: решение Ореховой адвокат находит необоснованным.
— Суд целенаправленно мешает защите выполнять свои функции и делает все возможное, чтобы поскорее вынести постановление об аресте, — громко говорит она.
Орехова выходит.
Судья Орехова отказывает защите в своем отводе, для этого нет оснований, говорит она. Заседание продолжается.
Михайлова просит приобщить к материалу по статье 19.3 первоначальные варианты рапортов задержавших Навального полицейских (эти документы ранее уже были приобщены к материалу по статье 20.2.2).
— В этих рапортах нет сведений о том, что Навальный препятствовал задержанию, размахивал руками и так далее, — говорит адвокат.
Она снова просит вызвать в суд полицейских, которые в ОВД «составляли рапорты на все случаи жизни» и допросить свидетелей Ярмыш и Жданова.
— Это все? — спрашивает, выслушав ходатайства защиты, судья.
— Конечно, — отвечает адвокат. — Если бы вы предоставили больше времени, были бы еще ходатайства.
Навальный отмечает, что он за пять минут даже сфотографировать материалы не успел, не говоря уже о том, чтобы подготовить какие-то ходатайства.
Орехова уходит на решение по ходатайствам.
Судья оглашает протокол: Навальный участвовал в массовом мероприятии, численность участников составляла 4 (четыре) тысячи человек; Навальный призывал к нарушению общественного порядка; он отказался пройти в отдел для составления протокола при задержании, отталкивал сотрудников полиции.
Вину Навальный не признает.
— Все, что здесь написано, неправда, — говорит Навальный. — А главная ошибка в том, что на Тверскую вышли всего четыре тысячи человек.
По словам политика, задержанию он не сопротивлялся.
Михайлова считает, что производство по материалу должно быть прекращено, поскольку версия полиции — полностью выдуманная.
— Сотрудники полиции к вам подходили?
— Подходили.
— А что они вам говорили?
— Ничего не говорили.
— А зачем тогда подходили?
— Наверное, хотели отвезти меня на одну из дач Медведева.
Навальный отказывается отвечать на дальнейшие вопросы судьи. Орехова удаляется на решение.