Виталий Черкасов. Фото: Георгий Марков
Адвокат Виталий Черкасов, представляющий интересы арестованного по делу об участии в «террористическом сообществе "Сеть"» программиста Виктора Филинкова, подал заявление об отводе ведущего дело следователя ФСБ Геннадия Беляева. Филинков рассказал, что именно Беляев переписывал текст его показаний, которые дал под пытками. Кроме того, Беляев указал в документах заведомо ложное время задержания.
Виктора Филинкова обвиняют в участии в «террористическом сообществе "Сеть"» (часть 2 статьи 205.4 УК), его задержали по уголовному делу №11807400001000004, расследованием которого занимается следователь следственной службы управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Геннадий Беляев. В Пензе расследование исходного уголовного дела №11707560001000036, по информации «Медиазоны», возглавляет следователь Валерий Токарев.
Представляющий интересы Филинкова адвокат Виталий Черкасов направил руководителю следственной службы петербургского управления ФСБ заявление об отводе следователя. Черкасов указывает, что сейчас военный следственный отдел по Санкт-Петербургскому гарнизону проводит проверку жалобы Филинкова на сотрудников ФСБ, применявших к нему «физическое и психологическое воздействие с целью принуждения его к самооговору, а также к оговору иных лиц».
Филинков рассказал своему адвокату, что его задержали перед вылетом в аэропорту Пулково примерно в восемь часов вечера 23 января, а затем пытали примерно с двух часов ночи до семи часов утра. Когда молодого человека доставили в здание петербургского управления ФСБ, его примерно до позднего вечера 24 января заставляли подписать составленные сотрудниками ФСБ документы, в том числе протокол допроса, в написании которого участовал и следователь Беляев.
По словам Филинкова, сначала от него требовали подписать протокол допроса в качестве свидетеля в отношении Дмитрия Пчелинцева (в некоторых документах ФСБ пензенца Пчелинцева называют основателем группы «Сеть», которая с помощью терактов во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу якобы планировала «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране»). Протокол несколько раз уносили на согласование в другой кабинет, однако начальству текст не понравился, и тогда оперуполномоченному ФСБ Константину Бондареву пришлось набирать на компьютере новую версию показаний. Бондарев жаловался, что давно не спал, и просил коллег его сменить или проверить написанное.
Как вспоминал задержанный, в процессе работы над текстом Бондарев сказал: «Ну, пусть хоть Генка посмотрит, что я тут написал! Я уже не соображаю вообще! Мне кажется, такой бред вообще!». После этого в кабинет вошел молодой сотрудник, который сел за компьютер и начал редактировать текст. Впоследствии Филинков узнал, что это и был следователь Геннадий Беляев. «Ну как? Вообще бред, да? Трое суток не спал», — интересовался Бондарев. Следователь продолжил набирать текст, задавая уточняющие вопросы Филинкову по поводу тех признаний, которые задержанному пришлось выдумать во время пыток.
«Вторую версию опроса распечатали и приказали мне расписаться. Что там в итоге было написано, мне не дали ознакомиться. После этого, "Генка" вставил флешку, что-то сделал на компьютере и забрал ее. Мне еще несколько раз сообщили, что все будет хорошо, если я буду сотрудничать», — рассказал Филинков адвокату Черкасову.
Затем молодого человека отвели в кабинет следователя Беляева, который оформил протокол задержания в качестве подозреваемого. Адвокат отмечает, что следователь указал в протоколе заведомо недостоверное время задержания: 25 января в 00:15 вместо 20:00 23 января. При этом сам же следователь Беляев в ходатайстве об избрании меры пресечения Филинкову написал, что программист, «планируя избежать возможного уголовного преследования, приобрел авиационные билеты по маршруту прибытия в г. Минск (Республика Беларусь) и 23 января 2018 года прошел пункт пропуска Государственной границы "Пулково-1" с целью вылета за пределы Российской Федерации». К ходатайству следователь ФСБ приложил копию карточки пассажира Филинкова на пункте пропуска «Пулково-1», датированной 20:45 23 января.
«Таким образом, с момента фактического задержания и возбуждения уголовного дела в отношении моего подзащитного допускались грубые нарушения его прав, в том числе со стороны следователя Беляева Г.А., изначально проявившего заинтересованность в исходе уголовного дела 11807400001000004, в том числе в виде действий, которые подпадают под признаки фальсификации материалов уголовного дела, — пишет в своем заявлении адвокат Черкасов. — Данные действия вызывают сомнения в объективности, честности и порядочности следователя, в его желании неукоснительно соблюдать закон, уважать и соблюдать права и свободы моего подзащитного Филинкова В.С., кроме того, порочат светлый образ сотрудника ФСБ России».
В связи с этим он заявил отвод следователю Геннадию Беляеву и попросил передать дело другому следователю, а также провести проверку всех указанных в заявлении фактов.