«Им нравится, когда отрезают головы» — чеченский судья в отставке Сайди Янгулбаев об угрозах депутата Адама Делимханова
Чеченский судья в отставке Сайди Янгулбаев прокомментировал угрозы со стороны депутата Госдумы Адама Делимханова, который говорил, что «оставляет потомкам наказ оторвать головы» семье Янгулбаевых. Интервью с судьей опубликовал Republic.
«Им нравится, когда отрезают головы. В первую чеченскую войну так и делали, воевать были не мужчины, поэтому пленникам отрезали головы. И я бы никуда не уехал, если бы закон действовал в России, если бы был защищен законом», — сказал Янгулбаев.
В финале разговора с изданием судья сказал: «Я прожил свою жизнь, и, если мне отрежут голову, я попаду в рай, а те, кто это сделают, — в ад. На все воля Аллаха, и, если придут отрезать голову, пусть сделают это достойно, лицом к лицу, а не стреляют в спину, как уже делали это».
Янгулбаев также отметил, что решение о прекращении его отставки, которое приняли 3 февраля, должно было проходить в другом порядке: Следственный комитет обращается в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело, потом ведомство выносит это предложение на рассмотрение высшей квалификационной коллегии судей России, а после этого принимается решение о прекращении отставки. «Но в Чечне знают, что в Москве им согласия не дадут и идут по легкому пути: обращаются в коллегию судей Чечни, а она находится под сапогом Кадырова и выполняет все указания», — добавил судья.
По словам Янгулбаева, его не уведомили о том, что коллегия будет рассматривать вопрос о лишении его статуса, и не дали возможности написать возражения. Он понял, «что что-то произойдет», когда в первых числах февраля ему не пришла пенсия. Как отметил судья, он планирует обжаловать решение о прекращении отставки.
В январе чеченские силовики приехали домой к семье Янгулбаевых в Нижний Новгород и увезлу жену судьи Зарему Мусаеву в Грозный. Ее доставили в Грозный под предлогом допроса по уголовному делу. Задержать Сайди Янгулбаева полицейские не смогли из-за его статуса. «Они (силовики — МЗ) обалдели, они тут час сидели, думали, как бы его тоже забрать, остановились на том, что нужно забирать Зарему», — рассказывал юрист «Комитета против пыток» Сергей Бабинец, присутствовавший на месте.
Глава Чечни Рамзан Кадыров утверждал, что во время задержания Мусаева напала на полицейского и «чуть не лишила его глаза». После этого ее отправили в СИЗО по делу о применении к силовику насилия, опасного для жизни или здоровья (часть 2 статьи 318 УК).
1 февраля во время трансляции в инстаграме Кадыров и Делимханов обсуждали Янгулбаева. Делимханов говорил, что объявляет его семье кровную месть и «оставляет потомкам наказ оторвать им головы». Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что власти «в этот процесс вмешиваться не хотели бы». При этом Глава думской фракции «Справедливая Россия— Патриоты — За правду» Сергей Миронов призвал прокуратуру проверить слова Делимханова и попросил ФСБ обеспечить безопасность Янгулбаева.
Сына Янгулбаева Ибрагима объявили в розыск по обвинению в оправдании терроризма в телеграм-канале 1ADAT, а сам судья вместе с дочерью покинул Россию.