Дела и слова нового генпрокурора. Чем известен генерал Игорь Краснов
Анна Козкина
Дела и слова нового генпрокурора. Чем известен генерал Игорь Краснов
20 января 2020, 14:53

Игорь Краснов (слева) и Александр Бастрыкин (с лупой). Фото: Следственный Комитет

Президент Владимир Путин предложил назначить заместителя главы Следственного комитета Игоря Краснова генпрокурором. Юрий Чайка свой пост покидает. «Медиазона» напоминает о самых громких делах, которыми занимался Краснов на прежнем месте работы — в Следственном комитете.

Дело об убийстве Немцова

На тот момент генерал-майор юстиции Игорь Краснов первым возглавил следственную группу по делу об убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту 27 февраля 2015 года. Именно под его руководством были проведены все ключевые следственные действия по делу.

Краснов допрашивал обвиняемых, в том числе предполагаемого киллера Заура Дадаева. Он же проводил проверку показаний на месте с участием другого обвиняемого Анзора Губашева, который рассказывал, как была организована слежка за политиком. Эти доказательства стали ключевыми при рассмотрении дела в суде присяжных, хотя подсудимые заявляли о давлении следствия. Например, Дадаев утверждал, что показания ему надиктовывал сам Краснов.

Спустя три месяца после начала расследования дело было передано от Краснова следователю Николаю Тутевичу. Этим решением остался недоволен адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров.

Хотя подсудимые настаивали на допросе Краснова в суде, он под разными предлогами уклонялся от выступления перед присяжными.

Уже в 2017 году в интервью «Коммерсанту» Краснов выдвинул версию, что у убийства могло быть несколько заказчиков. «Расследование дела в отношении [Руслана] Мухудинова и неустановленных лиц, которые могли иметь отношение к этому убийству, продолжается. Ведь у преступления мог быть не один, а сразу несколько организаторов и заказчиков. Расследуя уголовное дело, мы идем по цепочке — от исполнителей к организаторам, а потом и заказчикам», — говорил следователь.

Тем не менее ни заказчики, ни организаторы убийства до сих пор не названы и не задержаны. В начале 2019 года Краснов заверил, что в расследовании есть «подвижки». «Определенные подвижки по этому и другим громким делам есть, но выносить их на суд общественности преждевременно. К тому же интервью могут прочитать и фигуранты расследований. Зачем им преподносить все тонкости нашей работы на блюдечке с голубой каемочкой?» — объяснял он.

Позиция по делу об убийстве российских журналистов в ЦАР

Будучи первым заместителем главы Следственного комитета, Игорь Краснов поддержал официальную версию ведомства, согласно которой убийство российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Рсторгуева и Кирилла Радченко в Центральноафриканской республике было результатом грабежа.

«Установленные обстоятельства нападения указывают на совершение убийства с целью грабежа жителями ЦАР или близлежащих стран, систематически занимающимися совершением тяжких преступлений в этом регионе», — сказал Краснов.

Группа темнокожих вооруженных людей окружила автомобиль журналистов и потребовала отдать фото- и видеоаппаратуру, а после отказа расстреляла россиян, вторил Краснов более раннему заявлению СК.

В ЦАР журналисты снимали документальный фильм о российских наемниках из «ЧВК Вагнера», которую связывают с бизнесменом из Петербурга Евгением Пригожиным.

Дело об убийстве Маркелова и Бабуровой

С 2009 года Игорь Краснов расследовал дела, связанные с деятельностью неонацистской группировки Боевая организация русских националистов (БОРН) — в частности, дело об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. За это преступление Никита Тихонов получил пожизненное заключение, а его подельница Евгения Хасис — 18 лет колонии. Кроме того, Краснов вел дела об убийствах антифашистов и федерального судьи Эдуарда Чувашова и дело идеолога группировки Ильи Горячева, который также получил пожизненный срок за создание банды (часть 1 статьи 209 УК), незаконный оборот оружия (часть 3 статьи 222) и соучастие в убийствах антифашистов Федора Филатова и Ильи Джапаридзе, мигранта Салохиддина Азизова, студента Расула Халилова и Маркелова (пункты «а», «ж», «з» и «л» части 2 статьи 105).

О возможном назначении Краснова генпрокурором стал известно 20 января 2020 года, на следующий день после традиционного антифашистского марша в годовщину убийства Маркелова и Бабуровой.

Дело о покушении на Чубайса

В 2005 году Игорь Краснов расследовал дело о покушении на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. По этому делу присяжные дважды оправдывали всех обвиняемых — отставного полковника ГРУ Владимира Квачкова, быших офицеров ВДВ Александра Найденова и Роберта Яшина и сына экс-главы Минпечати Бориса Миронова Ивана. Квачков позже был осужден на 13 лет колонии по другому обвинению — в содействии терроризму и попытке устроить вооруженный мятеж.

Дело о расстреле семьи Романовых

В ноябре 2015 года Игорь Краснов был назначен главой следственной группы по делу о расстреле царской семьи. Дело расследуется отделом по особо важным делам. Тогда при Следственном комитете назначили специальную рабочую группу, которую возглавили руководитель ведомства Александр Бастрыкин и митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) от Русской православной церкви.

Обновлено в 16:20. Добавлена информация о делах Владимира Квачкова, Алексея Улюкаева и Майкла Калви.

Редактор: Дмитрий Ткачев