Адвокат: при задержании Москалева в Беларуси его несколько раз ударили головой о стену и сильно избили
Адвокат: при задержании Москалева в Беларуси его несколько раз ударили головой о стену и сильно избили

Осужденный по делу о «дискредитации» армии житель Ефремова Алексей Москалев рассказал подробности о его задержании в Беларуси. Эту информацию он через своего адвоката Владимира Билиенко передал журналистам «Спектра».

Задержали Москалева вечером 30 марта в частной гостинице в городе Смолевичи восемь сотрудников спецслужб Беларуси — они были в балаклавах и бронежилетах. Телефона с собой у Москалева не было, вместе с ним задержанным оказался еще один человек, находящийся в здании.

При задержании к Москалеву применили силу. Его жестко избили руками и ногами по груди, спине и конечностям, а также несколько раз ударили головой о стену. В результате мужчина потом долго хромал. После этого надели наручники, специально очень сильно их затянув, и доставили в ИВС в Смолевичах. Из-за наручников он до сих пор не чувствует больших пальцев на обеих руках.

В ИВС Москалев находился пару дней, затем его доставили в тюрьму в том же городе. Именно там он был около недели, вплоть до этапирования в Россию. Как передал журналистам «Спектра» Билиенко, больше Москалев нигде не содержался — соответственно, информация о его пребывании в СИЗО города Жодино недостоверна.

После проверки у беларусских пограничников Москалева встретили сотрудники ФСИН России. Они повезли его в ИВС в Смоленске, там мужчина пробыл два дня, а затем его поместили в СИЗО — там он провел 17 дней на карантине.

За это время, как пишет «Спектр», к Москалеву подсадили психически нездорового человека, который устроил погром в камере: разбил зеркало, повредил видеокамеру. Сокамерник также постоянно говорил о необходимости записаться в «ЧВК Вагнера» и «идти долбить хохлов». После карантина Москалева перевели в другую камеру, где были еще три арестанта. Отношения с ними у него сложились нормальные.

Как рассказал Билиенко, Москалев был очень удивлен новостью о том, что в его деле появился второй адвокат — Ростислав Куликов из Калининграда. Как сообщал правозащитный проект «ОВД-Инфо» в апреле, новый адвокат работает по соглашению с человеком, имя которого отказался называть. От лица Москалева Куликов подал жалобу на приговор — в ней он согласился с тем, что Москалев виновен, но попросил назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Сам Москалев «весьма удивлен и возмущен той жалобой, так как и сейчас не признает свою вину», пишет «Спектр».

Суд в Тульской области 28 марта приговорил Москалева к двум годам колонии по делу о «дискредитации» вооруженных сил (часть 1 статьи 280.3 УК). При этом его самого на заседании не было, так как Москалев сбежал из-под домашнего ареста. Через два дня стало известно о задержании жителя Ефремова в Беларуси.

После передачи Москалева российской стороне он находился в СИЗО-1 Смоленска, оттуда его этапировали в Тульскую область. В скором времени Тульский областной суд должен рассмотреть апелляцию на приговор Москалеву — прокуратура требует ужесточить его.

Силовики заинтересовались семьей Москалевых в апреле 2022 года. Тогда отца Маши, Алексея Москалева, вызвали в школу из-за антивоенного рисунка дочери. Позднее на мужчину составили протокол о «дискредитации» армии (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП) из-за комментария в «Одноклассниках», а затем он стал фигурантом уголовного дела.

Москалева, который один воспитывал дочь, отправили под домашний арест, а девочку забрали в социально-реабилитационный центр. Комиссия по делам несовершеннолетних подала иск об ограничении родительских прав обоих родителей девочки — 21 апреля суд прекратил это дело. 5 апреля Машу Москалеву забрала из приюта ее мать Ольга Ситчихина.