Фото: Артем Геодакян / ТАСС
«Медиазона» рассказывает, почему запланированное больше года назад расформирование ФСКН и ФМС стало полной неожиданностью для руководства этих служб и как его переживают рядовые сотрудники ведомств.
В коридорах центрального аппарата Федеральной миграционной службы на прошлой неделе к концу рабочего дня громко играла музыка — гимн ФМС, — ходили нетрезвые люди, а из-под кабинетных дверей, несмотря на строгий запрет на курение в офисе, поднимался сигаретный дым, рассказывает источник «Медиазоны» в правоохранительных органах. Директор миграционной службы Константин Ромодановский «по состоянию здоровья» перестал появляться на рабочем месте с 31 марта 2016 года — после обсуждения участи ведомства на заседании Совета безопасности. На следующее совещание у президента, 5 апреля, Ромодановский не пришел. Поэтому решение о ликвидации ведомства из уст главы государства выслушала первый замглавы ФМС Екатерина Егорова. Она же временно исполняет обязанности директора ликвидированной службы.
Согласно президентскому указу от 5 апреля 2016 года, штаты ФМС и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) переходят МВД. При этом численность аппарата ФМС, которая теперь станет Главным управлением МВД по вопросам миграции, официально сократится на 30%. Уведомления о предстоящем увольнении сотрудники центрального аппарата ФМС уже получили. Часть из них после утверждения нового штатного расписания возьмут на работу в МВД. Однако тысячи сотрудников ФСКН и ФМС по-прежнему ничего не знают о вариантах своего будущего трудоустройства. Некоторые собеседники «Медиазоны» из обоих ведомств уже начали искать другую работу.
В указе Владимира Путина ничего не сказано, например, о будущем подразделений спецназа и следственного управления ФСКН. В антинаркотическом главке МВД они точно не останутся: следствие у полиции выделено в отдельный департамент, а ОМОН и СОБР, куда могли бы пойти служить бойцы спецподразделений наркополиции, вообще были переданы из МВД в созданную параллельным указом Национальную гвардию. В опубликованных на сайте Кремля документах говорится, что службу в МВД с сохранением специальных званий смогут продолжить все пожелавшие этого сотрудники ФСКН. «Но с такой формулировкой могут, например, оперативнику предложить работу постовым или в отдаленном регионе. Не хочешь — два раза предлагать не будут», — объясняет один из собеседников «Медиазоны». В отдельных подразделениях ФСКН ситуацию называют «разгоном» ведомства.
Пресс-секретари федеральных служб комментируют реорганизацию крайне скупо. Однако источники «Медиазоны» внутри ведомств уверяют, что реформа стала полной неожиданностью даже для руководителей в ранге заместителей Ромодановского и главы ФСКН Виктора Иванова. В ФМС ждали почетной отставки Ромодановского после 60-летия, в ноябре 2016 года, а затем уже административных преобразований. В ФСКН активно готовились к назначенной на 12 апреля третьей Московской антинаркотической конференции, которая была анонсирована как мероприятие под председательством Иванова с участием представителей иностранных правоохранительных ведомств. В итоге иностранных гостей уведомили о ее отмене только 6 апреля, после публикации указа Путина. По словам собеседника «Медиазоны», у некоторых иностранцев уже были куплены авиабилеты в Москву.
В ФМС на прошлой неделе побывал замглавы МВД Александр Горовой, который будет курировать работу миграционного ведомства. Этот визит носил скорее ознакомительный характер, однако после него в ФМС стали обсуждать вероятного кандидата на пост руководителя полицейского главка по вопросам миграции — нынешнего начальника УФМС по Москве Ольгу Кириллову, которая ранее работала в паспортно-визовой службе сахалинского главка МВД.
До сих пор ничего не известно о будущих назначениях Иванова и Ромодановского. Газета «Коммерсант» писала, что глава упраздняемой ФСКН может стать первым заместителем министра внутренних дел, вместо возглавившего нацгвардию Виктора Золотова: якобы Иванов должен будет курировать в МВД направления контроля миграции и борьбы с наркотиками. Однако уже на следующий день официальный представитель МВД Ирина Волк дала понять, что этого, скорее всего, не произойдет. В таком же ключе прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Передача ФМС и ФСКН под контроль МВД стала обсуждаться в СМИ еще в феврале 2015 года. «Коммерсант» ссылался на письмо руководителя государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой руководителю аппарата правительства Сергею Приходько. В документе Брычева просила Приходько подготовить заключение правительства на предложение о ликвидации ФСКН 1 марта и передать документы для согласования премьеру Дмитрию Медведеву. Источник издания в аппарате правительства, в свою очередь, утверждал, что такое согласование — формальность, поскольку согласие Владимира Путина на ликвидацию ФСКН уже получено. Песков комментировать эту информацию отказался.
Точку в обсуждении надвигавшейся реформы тогда поставил глава ФСКН Виктор Иванов. «Слухи о смерти службы сильно преувеличены», — перефразировал он Марка Твена во время пресс-конференции 17 февраля 2015 года в московском офисе ведомства. Иванов также подчеркнул, что не получал никаких предложений о новой работе и не рассматривал их. «Как-то очень искусственно поддерживается в прессе это нагнетание обстановки», — отметил Иванов.
Тогда же источник, близкий к Кремлю, сообщал РБК, что на передаче полномочий ФСКН настаивают в МВД. По словам собеседника издания в администрации президента, за ликвидацию ФСКН активно выступал Золотов, бывший начальник службы безопасности президента, который в мае 2014 года стал главнокомандующим внутренними войсками и первым заместителем главы МВД. Эту же версию подтверждали собеседники РБК в центральном аппарате ФСКН: якобы много лет возглавлявший личную охрану президента Золотов рассчитывал получить пост министра внутренних дел с существенно расширенными полномочиями.
В наркоконтроле тогда предполагали, что за «информационной кампанией против ФСКН» стоят люди из МВД. Незадолго до публичного обсуждения ликвидации двух ведомств в СМИ появлялись сообщения о продаже баз данных, якобы принадлежащих ФСКН и содержащих оперативную информацию об осведомителях ведомства. Проведенная внутренняя проверка показала, что обнародованные данные на самом деле принадлежат оперативным службам МВД и ФСИН.
По данным РБК, решение о ликвидации ФСКН и ФМС в начале 2015 года, возможно, было отложено после встречи Иванова с президентом Владимиром Путиным, которая, рассказывал собеседник издания, состоялась после первых сообщений об упразднении ведомства. Песков на вопрос о такой встрече ответил, что Путин и Иванов регулярно встречаются, а сообщения о возможных структурных преобразованиях в Кремле не комментируют.
Заседание Совбеза 31 марта 2016 года, окончательно решившее судьбу ФСКН и ФМС, состоялось на следующий день после ареста в Басманном суде влиятельного петербургского бизнесмена, совладельца группы «Форум» Дмитрия Михальченко. 29 марта бизнесмен был задержан в Москве на входе в гостиницу «Украина». По данным источника «Медиазоны» в правоохранительных органах, незадолго до задержания Михальченко побывал в ФМС на встрече с Ромодановским — специально для этого он и приехал в Москву.
Структуры Михальченко тесно сотрудничают с миграционным ведомством, а именно с ФГУП «Паспортно-визовый сервис». По подсчетам РБК, бизнес по оформлению миграционных документов в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области приносит десятки миллиардов рублей в год.
С января 2016 года в Москве запустился очередной совместный проект группы «Форум» Михальченко и ФГУП ФМС — Паспортно-визовый центр на Новослободской, 45. Здесь иностранцы, оформляющие вид на жительство в столице, платят до 40 тысяч рублей за возможность сутками не стоять в «бесплатной» очереди. Как выяснил РБК, структуры ФМС арендуют здание на Новослободской улице у ФГУП Федеральной службы охраны «Атэкс», которое с 2008 года выступает заказчиком реставрационных работ у компании того же Михальченко. Посредником между собственником здания и арендаторами выступает фирма «Синергия», также связанная со структурами петербургского предпринимателя.
Сейчас сам Михальченко обвиняется в контрабанде алкогольной продукции на 2 млн рублей. В марте в результате масштабной операции с обысками и задержаниями были арестованы топ-менеджеры компании «БалтСтрой» (входит в «Форум» Михальченко) Дмитрий Сергеев и Александр Коченов, а также замминистра культуры Григорий Пирумов. Всех их обвиняют в совершении хищений в ходе реставрационных работ, однако их аресты собеседники «Медиазоны» связывают с конфликтом Михальченко и спецслужб вокруг самого ценного актива «Форума» — запущенного в начале 2016 года порта Бронка.
Суммарные инвестиции в проект оценивались в 118 млрд рублей. Однако новый порт, строившийся несколько лет, начал работу в условиях санкций и кризиса российской экономики, резко сокративших импорт. В условиях острой конкуренции Бронка стала предлагать выгодные тарифы, а в начале февраля губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и полпред президента на Северо-Западе Владимир Булавин получили письма главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, который предлагал оставить за таможенными постами в конкурирующих с Бронкой терминалах только досмотр грузов, а всю проверку документов передать двум постам — Бронке и Усть-Луге. Но влиятельные конкуренты могли найти более высоких покровителей, чем глава ФСО Евгений Муров, считавшийся гарантом бизнеса Михальченко, и деловой партнер бизнесмена Николай Негодов, отставной генерал-майор ФСБ
К моменту визита Михальченко к Ромодановскому бизнесмена уже полгода прослушивали сотрудники ФСБ. Планируя его задержание, чекисты не могли не знать цель визита Михальчекно в столицу, однако намеренно задержали его не сразу после приезда из Петербурга, а уже после встречи с высокопоставленным чиновником, полагает собеседник «Медиазоны».
Если итогом разработки Михальченко и его окружения стал арест замминистра культуры России, то собранные материалы о его сотрудничестве с ФМС могли стать серьезным раздражителем для президента при принятии давно прорабатывавшегося решения о ликвидации ФМС и ФСКН, объясняет источник.
Что касается директора ФСКН Иванова, то ему могли припомнить его давние отношения с Ромодановским, который работал его замом еще в службе собственной безопасности ФСБ. Кроме того, именно Иванов, служивший еще в ленинградском управлении КГБ, а в первый срок президентства Путина ставший заместителем главы администрации президента, использовал свое влияние для спасения ФСКН и ФМС год назад. Другим «жирным минусом» для ФСКН стало объявление испанской полицией в международный розыск по делу тамбовско-малышевской ОПГ заместителя директора ФСКН, автора «Бандитского Петербурга» Николая Аулова, о чем стало известно также накануне заседания Совбеза 31 марта.