29-летнего Расима Искакова задержали 12 июня во время демонстрации против коррупции на Тверской улице в Москве. Полиция тогда утверждала, что он бросил петарду то ли в сторону толпы, то ли в сторону полицейских. Тогда молодого человека доставили в ОВД «Ясенево». Суд арестовал его на 15 суток за неповиновение распоряжению сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП).
Искаков приехал в Москву из Дагестана в 2010 году, последние несколько лет жил без постоянной регистрации, подрабатывал водителем и помогал воспитывать младших сестер. Его уже привлекали к ответственности за участие в несанкционированных митингах.
Через четыре дня после акции боец ОМОН написал заявление, в котором указал, что упал и повредил левую руку после того, как неизвестный толкнул его в спину, пишет «Открытая Россия», по инициативе которой интересы Искакова представляет адвокат Калой Ахильгов. Юноше вменили этот и еще два эпизода применения насилия к сотрудникам полиции.
29 июня Басманный районный суд отправил Искакова в СИЗО. Первоначально ему были предъявлены обвинения в хулиганстве (часть 1 статьи 213 УК) и применении насилия к полицейским (часть 1 статьи 318 УК). Как пишет «Открытая Россия», позже из обвинения было исключено хулиганство и один из эпизодов применения насилия — защите удалось доказать непричастность к ним Искакова.
После этого Расим Искаков признал свою вину и согласился на рассмотрение дела в особом порядке — без изучения доказательств и допроса свидетелей. Его дело рассматривает Тверской районный суд Москвы, приговор судья Мария Сизинцева должна вынести уже сегодня.
Расима Искакова конвойные полицейские провели по коридору в зал — это невысокий молодой человек в черных штанах и черной толстовке.
Двое потерпевших полицейских — один грузный, другой поменьше — ждут на лаввочке.
— А это в вас петарду кинули? — спрашивает их корреспондент РБК.
— Ну там по другому было, — уклончиво отвечает один из потерпевших и утыкается в телефон.
Сторону обвинения представляет прокурор Лариса Сергуняева (она была обвинителем на процессах участников акции 26 марта Юрия Кулия и Александра Шпакова).
Пришла судья. Искаков представляется — он родился 5 мая 1988 года в Чечено-Ингушской АССР, зарегистрирован в Дагестане, в Избербаше. Не судим и холост.
Исправлено 13:44. Изначально в посте говорилось, что обвинение представляет еще один прокурор — Амирхан Костоев (он был обвинителем на процессе осужденного по «болотному делу» Ивана Непомнящих). На самом деле, по словам адвоката Ахильгова, Костоев не участвует в процессе, он просто сидит в зале суда и знакомится там с материалами другого дела.
Судья разъяснила Искакову его права, он говорит, что все понял. Судья разъяснила права потерпевшим.
— Ходатайства будут?
— Будут, просим продлить арест обвиняемому, — говорит прокурор. По ее словам, основания для содержания подсудимого под стражей не отпали.
Потерпевшие оставляют решение на усмотрение суда. Адвокат Калой Ахильгов против — он просит изменить Искакову меру пресечения на не связанную с содержанием под стражей.
— Это лукавство, говорить, что основания не отпали, — говорит адвокат и напоминает, что его подзащитному сначала вменялись другие эпизоды, которых теперь нет в деле.
Прокурор Сергуняева читает обвинительное заключение. По версии обвинения, Расим Искаков прибыл 12 июня на несогласованную акцию и принял участие в ее проведении на улице Тверской. Там же находился нацгвардеец Посаженников, который также прибыл на акцию, где исполнял свои должностные обязанности. Искаков нанес полицейскому удар обутой ногой «в заднюю часть его туловища».
Второй потерпевший — сотрудник 2-го оперативного полка полиции Дикарев, в его отношении он совершил аналогичные действия, читает прокурор. Оба потерпевших от пинка в зад испытали физическую боль, но никаких повреждений не получили.
— Вы признаете себя виновным в полном объеме? — спрашивает судья.
— Да.
— Вы готовы к рассмотрению дела в особом порядке?
— Да.
Судья читает характеристики подсудимого: «Искаков не судим, с уважением относится к окружающим, вежлив и пользуется уважением у соседей и родственников, не злоупотребляет алкоголем».
Он служил в армии с 2006 по 2009 год — сначала срочником, затем по контракту. На учете у психиатра не состоял. Живет с матерью и двумя сестрами.
В ИВС за медицинской помощью не обращался, перечисляет судья. Против него был составлен протокол по статье 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), говорит судья, он вступил в силу.
Адвокат Ахильгов уточняет, что мать подсудимого — инвалид 1963 года рождения, он уведомлял об этом следствие, но в суд эти данные пока не поступили.
Судья продолжает расспрашивать Искакова про его семью.
— Отец вам помогает? Матери и сестрам вашим помогает?
Искаков говорит, что нет. У него есть младший брат, он живет в Подмосковье, но пока не помогает семье.
— Поясните ваше отношение к содеянному? — просит прокурор Сергуняева.
— Что пояснить?
— Вы раскаиваетесь? — спрашивает судья.
— Да, конечно. Раскаиваюсь.
Судья предлагает ему извиниться перед потерпевшими, и он извиняется.
— Вы принимаете извинения?
Потерпевшие говорят, что да.
Стороны переходят к прениям. Прокурор Сергуняева просит по каждому эпизоду дать подсудимому по два года — в общей сложности три года лишения свободы. Она просит принять во внимание положительные характеристики Искакова и наличие на его попечении иждивенцев. Тем не менее, она просит назначить ему реальный срок заключения.
Потерпевшие оставляют решение на усмотрение суда.
Выступает адвокат Калой Ахильгов. Он напоминает, что его подзащитный уже четыре месяца находится за решеткой, что он раскаялся и не должен сидеть за такой поступок в заключении. Ахильгов просит назначить Искакову наказание, не связанное с лишением свободы.
Расим Искаков выступает с последним словом: «На митинг я попал случайно, из любопытства, — начал он, но судья попросила высказываться по существу. — Я раскаиваюсь и приношу свои извинения еще раз».
Тем временем в программе «Будет хуже» на ютуб-канале Navalny.Live координатор «Открытой России» Полина Немировская рассказывает о деле Расима Искакова и о том, почему он выбрал признание вины и особый порядок. Немировская упоминает, что по неподтвержденной информации Искаков ездил на Донбасс, что он мог там делать, достоверно неизвестно.
Судья Мария Сизинцева вышла и читает приговор. Очень быстро читает.
По ее словам, суд установил, что 12 июня этого года Искаков применил насилие в отношении представителей власти — двух бойцов Нацгвардии.
Искаков действовал умышленно и осознавал последствия своих действий. Таким образом, он применил неопасное для здоровья сотрудников насилие.
Расим Искаков долго смотрит в одну точку прямо перед собой.
Судья напоминает, что подсудимый признал свою вину и извинился перед потерпевшими. Его вина подтверждается собранными доказательствами по уголовному делу.
Искаков расстройствами психики не страдает и в полной мере осознавал общественную опасность своих действий, замечает судья. Преступление он совершил в состоянии полной вменяемости.
Отягчающих обстоятельств в деле нет. Смягчающие есть.
Не дочитав до конца, судья объявляет двухминутный перерыв — видимо, чтобы на резолютивную часть приговора вошли журналисты с камерами.
Вернувшись, она дочитывает, что суд постановил признать Искакова виновным по части 1 статьи 318 УК.
Приговор — 2 года 6 месяцев в колонии общего режима.