«Клеммы стали цеплять к гениталиям». Уже второй арестованный по делу «крымских диверсантов» сообщает о пытках
Егор Сковорода|Никита Сологуб
Статья
12 декабря 2016, 15:23

«Клеммы стали цеплять к гениталиям». Уже второй арестованный по делу «крымских диверсантов» сообщает о пытках

Андрей Захтей. Фото: Артем Го / Медиазона

Водитель Андрей Захтей, арестованный по делу так называемых «крымских диверсантов», направил в Следственный комитет заявление о пытках, которые применяли к нему после задержания, рассказал «Медиазоне» адвокат Ильнур Шарапов. Захтей и его защитник просят проверить действия сотрудников ФСБ, в которых они усматривают превышение должностных полномочий с применением насилия (часть 3 статьи 286 УК).

«Человек от Юры». Предыстория

ФСБ объявила о задержании «группы диверсантов» 10 августа. По версии спецслужбы, в ночь с 6 на 7 августа в Крыму была «обнаружена группа диверсантов», направленная на полуостров для подготовки «диверсий и террористических актов» Главным управлением разведки Минобороны Украины (ГУР). Как писала «Медиазона», при попытке задержать диверсантов, переправлявшихся через пролив Сиваш, погиб подполковник ФСБ Роман Каменев. На обратном пути предполагаемые диверсанты застрелили контрактника Семена Сычева, заметившего их, после чего скрылись.

В ночь на 7 августа при попытке въехать из Украины в Крым ФСБ задержала Евгения Панова, который был назван «одним из организаторов предотвращенных терактов». Задержан был водитель Андрей Захтей, который, по версии ФСБ, должен был встречать группу диверсантов в районе поселка Суворово. У Панова — украинское гражданство, а у Захтея есть еще и российское.

На следующий день после обнародования информации о задержании диверсантов в эфире телеканала «Россия 24» появились видеозаписи допросов Панова и Захтея, на которых они признавались в подготовке терактов и сотрудничестве с Главным управлением разведки.

Захтей, не поясняя, о чем идет речь, говорил на записи, что «купил бус, перезвонил Юре и сказал, что готов выполнять поручения», после чего шестого числа ему «позвонил неизвестный», «представился от Юры» и дал поручение в 12 ночи приехать в деревню Рисовое недалеко от Армянска, чтобы забрать «людей с каким-то грузом». При этом незнакомец якобы дал поручение никому не рассказывать о поездке.

«Я дождался звонка от того же человека, который мне назначил встречу, он мне указал переехать в другое место, в деревню Суворово, на окраину в районе кладбища. Там мы должны были встретиться, я должен был забрать четверых людей с грузом, с которым они прибыли. Подъезжая к месту, я увидел перед собой стрельбу. Где и был задержан сотрудниками ФСБ по факту», — говорит водитель на видеозаписи.

По словам источника «Медиазоны», знакомого с расследованием дела, Захтей долгое время прожил в подмосковном Одинцово, а затем переехал в Крым, чтобы заняться частным извозом, но не смог получить кредит. Однако некий обеспеченный однокурсник из Киева, якобы имевший отношение к финансированию добровольцев в зоне АТО, помог ему с покупкой автомобиля. За это, утверждает собеседник «Медиазоны», Захтей пообещал помочь ему с изготовлением российских паспортов — его кум якобы занимался подделкой документов — и перевозкой людей и грузов неизвестного ему назначения.

С мешком на голове и клеммами на ягодицах

В своем заявлении о пытках Андрей Захтей косвенно подтверждает эти сведения, однако уточняет, что просто принимал заказ на перевозку людей, не представляя, кто они такие. Водитель рассказывает, что в июле 2016 года, переехав в Крым, он купил себе минивэн Dodge Caravan и повесил объявления о частном извозе в социальных сетях с просьбой направлять к нему потенциальных клиентов. Он вновь говорит о человеке по имени Юра — по его словам, именно он в начале августа написал ему в фейсбуке, что дал номер телефона Захтея людям, «которые хотят заказать такси»; и уточняет его фамилию — Флюнт.

Андрей Захтей после заседания Киевского районного суда Симферополя 13 августа 2016 года.

ФСБ ранее не упоминала человека с такой фамилией, однако в разговоре с журналистом сайта «Одинцово-Инфо» Георгием Янсом ее назвала супруга Захтея Оксана. По ее словам, Флюнт — «богатый человек» с бизнесом в Киеве, «много путешествует за границу», а с Захтеем «знаком с детства» (оба они родились в Бориславе). Журналист идентифицировал Юрия Флюнта как председателя наблюдательного совета завода «РЕМА» в Киеве и руководителя компании «НВФ Торговый дом РЕМА». По косвенным признакам Янс определил, что Флюнт якобы служил в 37 батальоне 56-й бригады Сухопутных войск Украины. Задержанный вместе с Захтеем Панов и сотрудник ГУР Минобороны Украины Сердюк, который якобы руководил группой диверсантов, служили в этом же батальоне.

6 августа, пишет Захтей, ему позвонил мужчина, который сослался на Флюнта и попросил ночью подъехать в село Суворово на севере Крыма, чтобы забрать оттуда пассажиров. «Примерно в полночь я приехал по указанному адресу и стал ждать клиентов. Через некоторое время к моей машине подъехал грузовой автомобиль, из которого вышли люди с оружием и в военной форме. Они сели в мой автомобиль и представились сотрудниками ФСБ России, стали спрашивать, что я тут делаю и кого жду», — рассказывает Захтей.

Он ответил силовикам, что работает таксистом и ждет вызвавших его клиентов. Тогда его заставили пересесть на пассажирское сиденье и ждать звонка клиентов. Захтей вспоминает: «Дождавшись звонка и узнав точный адрес, мы (я, трое сотрудников ФСБ в форме и один в гражданской одежде, который сел за руль) поехали в сторону по набережной села Суворово. Подъехав к месту (село Рисовое) сотрудники ФСБ вышли из автомобиля и началась перестрелка. Я спрятался между сиденьями автомобиля. Через 2-3 минуты перестрелка прекратилась. Как я понял, один из сотрудников ФСБ был убит, а стрелявшие в ФСБшников скрылись».

К месту стрельбы стали стягиваться правоохранители. Около 7 утра 7 августа, вспоминает Захтей, его привезли в военную часть в Армянске, а оттуда, надев на голову мешок, перевезли в Симферополь. Оттуда на следующий день его вывезли в Железнодорожный районный суд Симферополя. По словам Панова, тогда он впервые в жизни увидел Захтея и узнал его фамилию и имя. Суд признал обоих виновным по статье 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) за «грубую нецензурную брань и оскорбительное приставание к прохожим» 8 августа в 16:30 на улице Гагарина. Оба арестованных к тому моменту находились в руках ФСБ уже более суток: это следует из видеозаписей их допросов и материалов уголовного дела, в котором говорится, что участники группы «были выявлены и задержаны» именно 7 августа.

Согласно протоколу заседания, на вопрос судьи о признании вины в мелком хулиганстве Захтей ответил: «Виноват, в содеянном раскаиваюсь». В своем заявлении сам водитель пишет, что ответил так, поскольку сотрудники ФСБ «угрожали мне расправой, я был напуган, поэтому сказал в суде неправду».

После суда его так же — с мешком на голове — перевезли в неизвестное помещение. «В этом здании в течение последующих двух дней меня избивали и пытали, требуя признать вину в том, что я состоял в группе диверсантов, которые готовили взрывы в Крыму», — вспоминает арестованный.

На руках у него остались шрамы, которые видны невооруженным глазом, они зафиксированы и врачами, осматривавшими Захтея при поступлении в СИЗО Симферополя.

«Шрамы у меня на руках появились от того, что сотрудники ФСБ сильно стянули мои запястья наручниками, — объяснил Захтей в своем заявлении. — При этом, когда меня пытали током, от боли я сильно дергался, от чего на запястьях появились раны. Пытали меня два дня током. Сначала пристегивали клеммы к ногам и к ягодицам, включали ток, требовали сознаться в совершении преступления. Я говорил, что обычный таксист и приехал на место перестрелки по звонку клиента, но меня продолжали пытать. В дальнейшем клеммы стали цеплять к гениталиям, от боли я несколько раз терял сознание». На голове у него все это время был мешок; своих мучителей Захтей не видел.

К 11 августа Захтей, по его словам, дал все показания, которые от него требовали, после чего его перевезли в ИВС, там он провел около недели. «Периодически меня выводили к следователю на допрос. В ИВС у врачей я попросил бинты, чтобы хоть как-нибудь забинтовать раны, чтобы не кровоточили».

Как отмечает адвокат Ильнур Шарапов, эти бинты видны на фотографиях, которые журналисты делали во время заседания Киевского районного суда Симферополя, арестовавшего Захтея на два месяца по обвинению в подготовке диверсии (часть 1 статьи 30 и часть 2 статьи 281 УК).

В начале ноября Захтея вместе с украинцем Евгением Пановым, который тоже недавно рассказал о пытках, перевезли в московский СИЗО Лефортово. Там к нему долго не пускали адвокатов, соглашение с которыми заключили их родственники. Лишь в конце ноября к Захтею попали адвокаты Александр Попков и Ильнур Шарапов.

5 декабря Лефортовский суд Москвы продлил Евгению Панову и Андрею Захтею срок ареста до 7 марта 2017 года. Заседания прошли в закрытом режиме.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке